Дождевая палочка

Музыканты из Читы вызвали дождь на Байкале с помощью музыкального инструмента ацтеков

Китайские флейты «ди» и японские флейты «рютеки», славянская и шотландская волынки, индийская фисгармония, похожая на лежащий баян, и «дождевая палочка» — инструмент древних ацтеков, с помощью которого они вызывали дождь. Все эти и многие другие удивительные музыкальные инструменты изготавливает своими руками читинец Павел Чернизов. Мало того что он знает секреты изготовления самых древних инструментов разных народов и культур, он еще на всех этих диковинных инструментах прекрасно играет. Дождь, кстати, полил на следующий же день после концерта читинцев в бухте Радости на Малом море. Может, это простое совпадение, а может, древние ацтеки действительно могли вызывать дождь с помощью музыкальных инструментов...

Откуда берутся дожди?

«Дождевая палочка» — уникальный музыкальный инструмент. Он настолько же простой, насколько и загадочный. Когда слушаешь его, кажется, что где-то совсем рядом бежит ручей, или негромко шепчет дождь за окном, или где-то вдали шумит речка. И только потом понимаешь, что звуки издает вот эта песочного цвета трубка, закрытая с обеих концов, широкая вверху и суженная книзу.

— Это непростой инструмент, — рассказывает музыкальных дел мастер Павел Чернизов. — Американские индейцы вызывали с его помощью дождь, когда долго стояла засуха. А устроен он достаточно просто: внутри трубки, словно ступени, сделаны специальные перегородки. По ним внутри инструмента перекатываются семена разных южноафриканских растений. Поэтому возникает такое необычное лирическое звучание...

Весь вечер в бухте Радости на Малом море звучали необычные мелодии музыкантов из Читы — Павла Чернизова, Игоря Колоколова, Степана Белова и иркутянина Дмитрия Гаврилова. Ансамбль из Читы носит замысловатое название «Лазурно-золотой берег запредельного» и исполняет музыкальные композиции в основном духовного содержания. «Дождевая палочка» была задействована в аранжировках почти всех музыкальных композиций. А после концерта всем желающим ребятишкам было позволено покрутить инструмент древних ацтеков.

На несколько минут эта палочка досталась даже мне. На первый взгляд ничего особенного: похожа на свиток из бамбуковых тонких палочек, тесно скрепленных между собой. Но чтобы извлечь действительно гармоничные звуки, надо вращать ее по часовой стрелке, не торопясь, вслушиваясь в шуршание семян. И тогда получаются волшебные звуки дождевых капель. Мы простились с ребятами из ансамбля уже за полночь и разошлись по палаткам. А на следующее утро, где-то часов в десять, когда музыканты покидали палаточный лагерь, на пыльной дороге показались темные пятна первых капель. Потом капли участились, и, когда все расселись по машинам, хлынул настоящий ливень. Мне сразу вспомнилась «дождевая палочка», которой вчера не давали покоя... И было не очень понятно: то ли дождь сам по себе пошел, то ли палочка наколдовала...

Волынки, флейты и гусли

Никогда прежде до моей встречи с Павлом Чернизовым я не знала, что волынки бывают разные — шотландские и славянские. Отличаются они длиной деревянной трубки и количеством регистров. С собой на Байкал Павел взял волынку славянскую, вы ее можете увидеть на фото. У нее такое мягкое, бархатное звучание, похожее чем-то на звук пастушьего рожка, только мягче.

— Я уже лет пятнадцать делаю музыкальные инструменты для Читинского государственного оркестра, но это в основном жалейки и флейты, а вот волынки я смастерил для себя, — признался Павел. — Мне очень нравится звук славянской волынки, и я ее обычно беру с собой во все концертные туры. Ансамбль из Читы играет в основном этническую музыку. Оказалось, что это увлечение пришло к ним неслучайно.

Когда-то участники ансамбля вместе со Степаном Беловым учились в училище культуры на отделении музыкального фольклора и всерьез увлеклись старообрядческим распевом. Несколько лет ходили по старообрядческим поселениям, разбросанным по Читинскому краю, и записывали русские духовные стихи семнадцатого-восемнадцатого веков. Иногда они удивляли даже бабушек-старообрядок своим исполнением: «Ну надо же, какую старинную песню вы знаете! А мы уж забыли, нас за них комсомольцы гоняли».

Для своих музыкальных композиций читинцы сделали настоящие древнерусские гусли по чертежам, снятым с гуслей четырнадцатого века, найденным при раскопках древнего Новгорода. Гусли украсили солярными знаками, а цвет дерева оставили естественным. Для своих инструментов Павел подбирает только те породы деревьев, которые свойственны именно этим инструментам (липа, дуб, ясень), часто деревянные заготовки для инструментов ребята привозят с гастролей.

Тибет в музыкальных инструментах

В ансамбле есть еще древние тибетские музыкальные инструменты, которые обладают сакральными свойствами, по мнению буддийских монахов. Есть тантрические колокольчики, есть медные тарелки, с помощью которых во время службы отгоняют злых духов. Очень интересный инструмент — индийская шарманка. Она похожа на баян или аккордеон, у которого нет привычных клавиш, есть только меха. Во время концерта на Байкале этот индийский инструмент лежал перед Павлом. Перебирая меха индийской шарманки, он добивался глухих протяжных звуков, как будто ветер шумел в соснах. На санскрите читинцы пели мантры.

— Музыка идет из моего сердца, — говорит Павел. — Каждый человек для чего-то приходит в этот мир. Так вот, когда я стою на сцене, мне кажется, что это и есть мое призвание. Для меня музыка — это самая существенная часть жизни.

Хлопать не надо

Ансамбль из Читы «Лазурно-золотой берег запредельного» (Blue-Golden Shore of the Beyond) исполняет песни на русском, английском, бенгальском и на санскрите. С концертами они объездили всю Россию (побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Барнауле, Томске, Рубцовске, Владивостоке, Хабаровске), выступали на Украине (в Мариуполе, Одессе, Черновцах, Донецке), в Казахстане... Всюду их ждут переполненные залы. Кстати, ребята просят не аплодировать после каждой музыкальной композиции, только в самом конце концерта, чтобы музыка могла дойти до сердца каждого.

Загрузка...