Праздник на Родниковой

Улица в поселке Дзержинском населена людьми разных национальностей, предки которых были сосланы в Сибирь

Жители поселка Дзержинского собрались в усадьбе Валентины Софоновой, чтобы отметить праздник своей улицы. Еще сорок лет назад улицы Родниковой не было на карте поселка. Здесь возвышались муравейники и росли кусты багульника. Как родилась улица Родниковая? Кто-то, как Валентина Софонова и Татьяна Бриль, сбежал сюда из Иркутска, продав свою «кирпичную клетку со всеми удобствами». А кто-то вырос здесь же, в поселке, но, отделившись от родителей, выстроил свой дом. А еще когда-то Пивовариха и поселок Дзержинский считались местом ссылки. Сюда селили всех «неугодных»: татар, представителей кавказских национальностей, литовцев и латышей. Жители Родниковой позвали на свой праздник корреспондентов «Пятницы», которые узнали немало интересных историй обитателей улицы.

Хозяйка дома, где проходил праздник, Валентина Никитична Софонова — пожалуй, единственная из присутствовавших не была из сосланной семьи. Она в поселок Дзержинский... сбежала по доброй воле. Когда-то, во времена перестройки, она жила в благоустроенной двухкомнатной квартире в микрорайоне Юбилейном. И почему-то именно ее квартиру выбрали воры. Они делали набеги трижды. По всему было видно, что воруют не профессиональные воры, а наркоманы — они вынесли из дома даже постельное белье, посуду и вилки с ложками. Когда квартиру обокрали в третий раз, терпение Валентины Софоновой лопнуло.

— Я твердо решила уехать из города! — призналась она. — Причем мне было совершенно все равно, куда ехать. Когда я увидела на полу истоптанные чьими-то ботинками дипломы о высшем образовании — свой и мужа, я решила, что терпение мое лопнуло! Чтобы какие-то наркоманы топтали ногами все, что мне было когда-то дорого...

Подходящий по цене домик нашелся всего в двадцати минутах езды от Иркутска в поселке Дзержинском. «Квартиры в то время стоили очень дешево, — вспоминает Валентина Никитична. — Поэтому домик нам достался маленький. Одна кухня и комната. Когда муж увидел этот «убитый» домик, он сильно приуныл. Все-таки мы привыкли к благоустроенному жилью, к горячей воде и ванной...»

Тем не менее вскоре муж нашел хорошую работу, сын тоже, и появились деньги на капитальный ремонт. Домик практически заново построили. Он из деревянного стал кирпичным, появились две комнаты и большая веранда, крыльцо и каменный забор вокруг дома. Через пять лет нельзя было узнать ту усадьбу, в которой поселились Софоновы. Вокруг дома Валентина Никитична разбила настоящий цветник из роз, пионов, георгинов, лилий и других цветов.

Для маленького внука Никиты она стала лепить из глины игрушки — так появилась целая коллекция свистулек, мишек и фигурок в национальных одеждах. А еще Валентина Никитична научилась работать на гончарном круге: она вылепила настоящую крынку, в которых раньше крестьяне держали молоко. Крынка получилась на загляденье: ее украшает сюжет из сказки про Аленушку. Из этой посуды Валентина Никитична теперь угощает своих соседок по улице Родниковой...

Ольга Купрякова, соседка Валентины, выросла здесь, в поселке Дзержинском. А ее родители были немцы, сосланные из Поволжья. Их выслали сюда в 1946 году вместе с пятерыми детьми. Всех ссыльнопоселенцев разместили в общих бараках, устроив такой мини-СССР в отдельно взятом поселке. В Дзержинском после войны собралось до пятидесяти (!) национальностей со всех уголков бывшего Советского Союза. Латыши и литовцы, украинцы и белорусы, татары и грузины — кого только тут не было!

— Нам очень нравилось приходить в гости в соседний барак, — рассказывает Ольга. — Представьте только: в одном бараке жили шестнадцать семей! — Моя бабушка пекла лепешки прямо на улице, на железной печке, — рассказывает еще одна гостья Нина Назаренко. — И этих горячих лепешек ждали все ребятишки, которые жили в нашем бараке. Мы жили очень дружно, в нашей школе на пятьсот человек детей было пятьдесят национальностей, и никто никогда никого не дразнил за то, что у него другой цвет кожи или не такой цвет глаз. В нас с детства было заложено уважение к людям другой национальности.

Предки по отцу Ольги Андреевны Купряковой были потомственными немцами. Отец Хайнрих Якоб Майер знал всю родословную до седьмого колена и хранил все документы. Он откопал в архивах, что его предки венчались в Нюрнберге в 1775 году, сохранилось свидетельство о браке, выданное в местной церкви и подписанное пастором.

Пастор вел всю родословную каждой семьи, записывая, кто, когда и на ком женился, чтобы не было родственных браков и не передавались наследственные болезни. А при Екатерине Второй Майеры переселились в Россию, в Поволжье, привезя с собой все свидетельства из Нюрнберга. В 1946 году сосланные Майеры не по своей воле появились в Дзержинском.

Загрузка...