Почему туристов на Байкале стало меньше?

Этим летом туристический поток в наш регион снизился на 10—15% по сравнению с прошлым годом. Наблюдатели связывают происходящее с действиями власти и правоохранительных органов, которые, по мнению бизнесменов от туризма, создают препоны тем, кто реально развивает эту отрасль и вкладывает в нее серьезные средства.

Как отмечают многие путешественники, за последние два года Листвянка (безусловно, одно из самых туристических мест на Байкале. — Авт.) во многом преобразилась. В невзрачном еще недавно поселке начались работы по благоустройству территории и реконструкции причала, большим шагом стало строительство двух отелей современного уровня, и поэтому в Листвянку наконец-то поехали обеспеченные люди, а не только «дикари».

 Новую жизнь поселку обеспечили идеи его мэра Татьяны Казаковой, которая, будучи человеком предприимчивым и энергичным, понимала, что очень провинциальная Листвянка малоинтересна туристам. Поэтому Казакова развернула в поселке бурную деятельность: первым делом с набережной убрали ужасающий приезжих дикий рыбный рынок, заменив его красивыми деревянными прилавками.

Впервые за много лет в Листвянке появился общественный туалет, и туристы больше не бегали «под кустики». Поскольку зима в наших краях почти восемь месяцев в году, Татьяна Казакова придумала строить на берегу Байкала ледовые городки, в которые туристы приезжали посмотреть и покататься на горках. Одним словом, в Листвянке туристам стало интересно. В регион потекли деньги, а местное население получило возможность работать и зарабатывать. Но нынешним летом радужные, казалось бы, перспективы испарились. Почему?

Станислав Леник, директор туроператорской компании «Байкальская виза», считает, что многие потенциальные туристы стали настороженно относиться к предложениям от гостиниц и ресторанов на Байкале: люди опасаются, что запланированное ими мероприятие, свадьбу, конференцию, банкет могут сорвать, закрыв заведение. Так, некоторые СМИ обнародовали лживую информацию о закрытии гостиницы «Маяк», и это серьезно сократило туристический поток, нанеся огромные убытки этому единственному в Листвянке отелю высокого уровня.

Между тем те люди, что безосновательно заявляли о закрытии «Маяка», просто не представляли, какой урон наносят местной экономике: эта гостиница даже при 50-процентной загрузке принимает 25—27 тысяч туристов в год. А ведь деньги, в том числе и в бюджеты всех уровней, приносят в основном такие крупные предприятия.

Стас Леник, как директор туроператорской компании, считает, что катастрофические последствия событий в Листвянке мы увидим уже будущим летом: «Меня часто спрашивают столичные журналисты: почему у вас все вокруг Байкала находится в таком убогом и плачевном состоянии, нет никакой развитой инфраструктуры? Я отвечаю: как только у нас появляются такие активные, как Казакова, люди, им сразу бьют по рукам, и развитие прекращается. В этом году мы уже почувствовали отток, и на самом деле это лишь первая волна».

Почему так происходит? Многие мелкие предприниматели в условии отсутствия за ними жесткого контроля начали резко задирать цены, стали нарушать правила цивилизованного ведения бизнеса. Всеобщая безответственность не добавляет туристической привлекательности региону. Другая сторона медали в том, что волюнтаристские действия властей отбивают охоту и у других предпринимателей вкладывать деньги в строительство. Зачем что-то строить, пропагандировать наш регион на ярмарках, выставках, в Интернете, если придут ребята в камуфляжной форме и поступят так, как с мэром Листвянки (Татьяна Казакова уже четыре месяца находится под арестом. — Авт.), — таково мнение нескольких владельцев мелких неблагоустроенных турбаз в Листвянке.

Те, кто работает в туристическом бизнесе Листвянки, понимают людей, у которых пропало желание посетить Байкал и Листвянку в частности: «Туристы не едут туда, где война. А здесь идет самая настоящая война, в том числе и за передел собственности, мини-война против частного предпринимательства. Неизвестно, почему она началась, но виден результат».

В турбизнесе очень трудно завоевать доверие клиентов, для этого нужно пять-семь лет, а рушится все, как показала жизнь, в один момент. Теряют от этого и государство, в виде недополученных налогов, и местные жители. Ведь нет клиентов — нет и прибыли.

В прошлом году Иркутскую область активно пропагандировали на различных международных туристических выставках, на форумах, конференциях. Все это происходило при поддержке администрации Листвянки в лице Татьяны Казаковой. Сейчас этого не происходит: Татьяна Казакова — инициатор пропаганды туризма на Байкале арестована, и никто не знает, чем закончится эта ситуация.

Метки:
baikalpress_id:  28 998