Утвердили Поздняково

В многолетней эпопее переноса Иркутского аэропорта поставлена точка

Похоже, нам придется расстаться с мечтами об агломерации, скоростном трамвае и новом аэропорте в пади Ключевой. А ведь многие люди уже землю под Мегетом в срочном порядке прикупили, с прицелом, значит, на будущее. Зря... Недавно руководитель Иркутской области заявил, что новый аэропорт построят в Поздняково. И этот проект уже согласован с Министерством транспорта РФ. Все правильно: новый губернатор, новый проект, новая точка на карте. Намечается определенная традиция...

Жертва интриг и амбиций

Идея переноса аэропорта в Иркутске — это такая долгоиграющая история, ставшая синонимом чего-то в принципе несбыточного. Напомню, идея строительства нового аэропорта зародилась еще при советской власти. Уже тогда всем было очевидно, что аэропорт в черте города создает массу проблем. По этому поводу было принято соответствующее постановление Совмина СССР. Николай Салацкий, председатель Иркутского горисполкома активно пробивал финансовую сторону вопроса, но руководство действующего аэропорта с помощью интриг сумело заблокировать проект.

Однако сторонники переноса не унимались. Рассматривались разные варианты: Усть-Орда, падь Белая, падь Ключевая, поселки Коновалово, Пионерск, Поздняково, Оек, Хомутово и др. Но дальше разговоров дело так и не сдвинулось, даже после авиакатастрофы Ту-104 в 1976 году. Это была первая трагедия. Спустя 18 лет произошло крушение Ту-154 в Мамонах — лайнер рухнул через 12 минут после взлета, все пассажиры и члены экипажа погибли. Сторонники переноса снова активизировались. Наметили площадку под Усть-Ордой. Под этот проект было создано ОАО «Международный аэропорт Байкал». Была учреждена дирекция строительства нового аэропорта с собственным офисом и даже пресс-службой. Но реализовать проект так и не удалось: снова взыграли амбиции, помешали интриги.

Между тем самолеты продолжали падать. В 1997 году разбился «Руслан» (правда, он взлетал с аэродрома авиазавода, но тем не менее). В 1999 году потерпел крушение Ил-76 (упал через несколько секунд после взлета). В 2001 году разбился пассажирский лайнер Ту-154 в районе села Бурдаковка — 133 пассажира и 9 членов экипажа погибли. Такая регулярность катастроф вызвала волну всяческих версий мистического характера: говорили об аномальных магнитных полях, о «байкальском разломе», о «Бермудском треугольнике», о душах невинно убиенных жертв репрессий, закопанных рядом с ВПП (а возможно, и под самой полосой).

Священники служили литургии, экстрасенсы — сеансы «очищения», а чиновники снова задумались о необходимости переноса аэропорта в безопасное место. Но как это у нас обычно бывает, в промежутках между громкими авариями проблема как-то забывалась. И только последняя жуткая катастрофа аэробуса А-310 в 2006 году (из 203 человек выжило только 79 пассажиров) стала отправной точкой для начала громкой кампании по проекту строительства аэропорта Иркутск Новый в пади Ключевой, между Иркутском и Ангарском.

Возникла идея агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова, в которую этот проект удачно вписывался. Александр Тишанин убедительно заявлял, что перенос стратегического объекта в Ключевую — дело решенное. Вроде как и московские чиновники были не против. На этот раз казалось, что теперь-то уж точно перенесут. На Ключевую было уже получено 32 согласования из 33 необходимых... Но в самый последний момент вмешались военные, они заявили, что в том районе у них находится артиллерийский полигон. Против была и корпорация «Иркут» — авиастроители испытывают здесь свои самолеты...

Теперь — Поздняково!

Казалось, после отставки Тишанина идея переноса аэропорта снова надолго зависнет в воздухе. Однако пришедший ему на смену Игорь Есиповский решил ковать железо пока горячо — аэропорт стал уже не столько экономическим вопросом, сколько политическим. Поэтому судьбоносное решение, что аэропорт Иркутск Новый будет построен в районе деревни Поздняково, Иркутского района, было обставлено соответствующим образом. Для этой цели в Иркутск специально приехал министр транспорта Игорь Левитин, что, безусловно, говорит о серьезной поддержке Есиповского сверху. Но почему все-таки Поздняково? Чем оно так приглянулось высокому начальству?

— Тут не просто удобная площадка, — прокомментировал Игорь Есиповский, — тут несколько моментов рассматривается. Во-первых, небольшая удаленность, во-вторых, комфортная местность, в-третьих, удаленность от воды, и мы абсолютно не мешаем другим предприятиям, в частности Иркутскому авиазаводу. Я думаю, что все это вместе и предопределило приоритетность. Кстати, эта площадка давно фигурировала в списке возможных вариантов, но возражали военные. Сейчас, по словам министра Левитина, противоречия сняты:

— С 1995 года идет согласование, думаю, что в этот раз мы остановимся на Поздняково. Предварительно Министерство обороны не возражает.

— Позиция Минобороны была достаточно жесткой, — добавил Игорь Есиповский, — но сегодня она сдвинулась в положительную сторону — предварительное согласие мы получили. Я думаю, мы окончательно согласуем и будем его реализовывать. Считайте, что мы окончательно определились! Проект строительства аэропорта в Поздняково, по словам Игоря Левитина, должен быть полностью согласован с Росавиацией, Минобороны и Минтрансом до 10 августа. Если все будет идти по плану, то новый аэропорт будет построен уже к 2012 году.

Будем летать с авиазавода?

Во время визита министра транспорта был поднят вопрос и о судьбе старого аэропорта.

— После смены гендиректора, я думаю, дела поправились, — сообщил Игорь Левитин, — с помощью аэропорта Шереметьево был получен кредит, чтобы достроить терминал. К сожалению, мы думали, что успеем к этому сезону, но теперь срок — февраль 2009 года.

Министр заверил, что деньги на ремонт старой полосы будут выделены. Полоса будет приведена в порядок и удлинена до 3500 метров, как необходимо для Иркутска. Также будет введен в строй новый терминал, и до момента перехода на другую точку этого будет достаточно, чтобы обеспечивать существующий поток пассажиров.

— Надо иметь в виду, — сделал важное замечание Игорь Есиповский, — что в следующем году у нас на 2—3 месяца будет закрыта полоса под ремонт, поэтому какие-то шероховатости и проблемы возникнут, но мы должны к этому подготовиться. На время ремонта будет задействована полоса, судя по всему, авиазавода.

Почему-то эти слова вызвали настоящую панику. Кто-то пустил слух, что полосу закроют на ремонт уже этим летом. За разъяснениями «Пятница» обратилась в службу по связям с общественностью ФГУП «Аэропорт Иркутск». Выяснилось, что в этом году аэропорт закрываться не будет. Об этом сообщил директор по строительству предприятия Алексей Рендоревский.

По его словам, реконструкция взлетно-посадочной полосы запланирована на 2009 год. По словам Рендоревского, точные сроки начала работ еще не определены. На реконструкцию понадобится около четырех месяцев. В это время действующий аэропорт не будет принимать воздушные судна. ФГУП ведет переговоры с Иркутским авиазаводом о возможности использования взлетно-посадочной полосы этого предприятия.

Цена вопроса

Предполагается, что общая стоимость строительства аэропорта в Поздняково составит около 40—50 миллиардов рублей. Из федерального бюджета будет выделен 21 млрд рублей на строительство взлетно-посадочной полосы, терминала, дорог. Областной бюджет выделит 12 млрд рублей на строительство инфраструктуры: водоводов, электрических сетей, производственной базы и т. д. И около 7 млрд рублей должны вложить частные инвесторы, они профинансируют строительство аэровокзала.

Метки:
baikalpress_id:  28 972
Загрузка...