Ангарчане любят свой город

Но молодежь все-таки уезжает. Почему?

Поиск ответа на этот вопрос, а также возможных вариантов разрешения проблемы входили в задачу участников «БайкалPRоекта-2008», IV международного студенческого форума по рекламе и связям с общественностью, прошедшего 4—10 июля в Иркутске, Ангарске и на Малом море. Организаторами форума выступили: Иркутский государственный университет (кафедра PR и кафедра рекламы), Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО).

Цель форума — способствовать формированию желания молодежи остаться жить и работать в Ангарске. Генеральный спонсор «БайкалPRоекта-2008» — Ангарская нефтехимическая компания и администрация города Ангарска. Партнерами форума стали: группа компаний «Номер один», издательский дом «Комсомольская правда — Байкал», сеть музыкальных магазинов MusicMost, Университет Северной Каролины (США), Байкальский банк Сбербанка России, типография «Репроцентр № 1», ТРК «Иркутск», дизайн-студия «ЦеППелин», ООО «Стратегия успеха», ОАО «Сибирьтелеком», Институт социальной информации. Поддержку мероприятию оказали Законодательное собрание Иркутской области, Фонд регионального развития Иркутской области, администрация города Иркутска, Общественная палата Иркутской области.

В день открытия «Байкал PRоекта-2008» в Ангарске было проведено городское ориентирование — современная форма активного краеведения. Городское ориентирование, которое не следует путать с ориентированием спортивным, носит познавательно-состязательный характер, его еще называют игрой «Бегущий город». Команды участников перемещаются по городу с целью найти и записать в маршрутный лист ответы на предложенные вопросы. Соревнования построены на применении городских средств перемещения — пешего хода, общественного транспорта.

Студенты, приехавшие на «БайкалPRоект-2008» из разных городов (Иркутск, Ангарск, Братск, Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Пермь, Владимир, Санкт-Петербург), были разбиты на команды. Команды высадились на площади Ленина. По заданию организаторов нужно было найти и сфотографировать указанные в маршрутном листе объекты в разных концах города: Ангарские ворота, стадион «Ермак», Троицкую церковь, фабрику мороженого «Ангария», пивзавод, сосну во дворе школы № 38, памятник cурку, памятник Победе, а также надпись «Ангарск — любимый город».

Ангарск — любимый город

Кроме поиска объектов каждая команда, участвующая в горориентировании, провела уличный опрос 20—25 ангарчан, по 7—8 человек трех возрастных категорий: 10—17 лет (школьники); 18—30 лет (молодой возраст); 31—55 лет (средний возраст). Всего было опрошено 148 респондентов. Помимо обычной информации о поле, возрасте, роде занятий и месте учебы/работы участникам городского ориентирования нужно было получить ответы на следующие вопросы:

1. Что для вас Ангарск?

2. Нравится ли вам жить в Ангарске?

3. Изменился ли внешний облик Ангарска за последние годы, как вы его оцениваете?

4. Каким вы любите свой город?

5. Собираетесь ли вы и ваши дети остаться жить в Ангарске? Если да, почему? Если нет, почему?

6. Что бы вы хотели изменить в Ангарске?

7. Назовите проблемы, которые вынуждают молодежь уезжать из города?

8. Что нужно сделать, чтобы молодежь оставалась жить и работать в Ангарске?

Анализ результатов мини-исследования позволил сделать ряд выводов.

Горожане всех возрастных категорий выразили положительное эмоциональное отношение к Ангарску. Для большинства жителей это малая родина и любимый город, в котором они живут. Большая часть опрошенных разных поколений на вопрос: «Нравиться ли вам жить в Ангарске?» — ответили положительно и подтвердили, что за последнее время город заметно преобразился, облик его изменился в лучшую сторону, Ангарск стал красивее, чище.

Ответ на вопрос: «Каким вы любите свой город?» — объединил респондентов разных возрастов: город любят таким, какой он есть. Различия же были следующие: школьники 10—17 лет любят Ангарск праздничным, солнечным и цветущим, ночным и зимним. Молодым людям 18—30 лет Ангарск нравится весенним и зеленым, летним и дождливым, благоустроенным и чистым. Люди среднего возраста (31—55 лет) предпочитают видеть город безопасным, свободным, тихим, чистым.

Эти показатели свидетельствуют о том, что, чем старше человек, тем большее значение для него приобретают такие ценности, как безопасность, свобода, развитие социокультурной сферы, — именно эти предпочтения преобладают в ответах респондентов среднего возраста. Данные мини-исследования позволяют сделать вывод, что Ангарск является вполне привлекательным городом для жилья людей разных возрастов.

В то же время исследование подтвердило тенденцию: несмотря на позитивное отношение к городу в целом, молодежь уезжает. При всей любви к городу молодые люди открыто говорят об отсутствии перспектив. Среди ангарчан возрастной категории 18—30 лет имеют стремление уехать около 60%.

Что значит — «нет перспектив»?

Главная проблема — недостаток хороших рабочих мест. Что делать, если у молодого человека нет желания и/или возможности работать на одном из промышленных гигантов города — АНХК или АЭХК? Шансов найти работу в другой сфере, которая бы соответствовала образованию, интересам, давала перспективу и хорошо оплачивалась, у ангарчанина крайне мало. Средний и малый бизнес в Ангарске развит недостаточно, заработная плата низкая, значительно уступает уровню зарплаты в Иркутске: «в Ангарске людей не ценят». Низкая зарплата означает, что нет перспектив решения жилищной проблемы. В городе десятки новых незаселенных домов, но возможности купить в них квартиру молодые ангарчане не имеют: «Ваш годовой доход $1 млн? Вы автоматически становитесь участником программы «Доступное жилье».

Безусловно, значимая проблема для молодежи — невозможность получить качественное высшее образование в Ангарске. Студенты в основном обучаются в Иркутске. О том, что нет перспектив в плане высшего образования, говорят как молодые люди старше 18 лет, так и поколение их родителей: «вузов мало, да они и не котируются», «нужны вузы, а не их филиалы», «учат так себе, а цена неоправданно высока». Этого нельзя сказать о среднем образовании.

Опрошенные отмечают, что лицеи и гимназии Ангарска показывают высокий уровень, школьники, обучающиеся в них, отзываются весьма позитивно, говорят о хороших шансах поступить в высшее учебное заведение на бюджетной основе.

Как важную проблему почти все ангарчане до 30 лет назвали недостаток культурно-развлекательных учреждений, неорганизованность досуга молодежи: «нет мест для отдыха», «вечером пойти некуда»; «Ангарск в смысле отдохнуть — город мертвый».

Высокий уровень уличной преступности является другим важнейшим фактором, заставляющим молодежь уезжать из города: «на улицах — беспредел», «хулиганство», «криминал сплошной», «по вечерам одни бандиты на улицах».

Значительная часть опрошенных причиной стремления покинуть Ангарск назвала экологическую обстановку, а также недостаточный уровень здравоохранения. Это особенно актуально для девушек: «мне нужно родить здорового ребенка». Что делать?

Итак, ангарчане, несомненно, любят свой город, хотят в нем жить и работать. Старшее поколение не рассматривает возможность переезда в другой город, поскольку проблемы молодежи — трудности трудоустройства и низкая зарплата — касаются их лишь отчасти. Молодым горожанам Ангарск не дает возможностей профессионального и личностного развития. Жить в таких условиях молодежь не может и не хочет. По мнению респондентов, в решении проблемы оттока молодежи из Ангарска могут помочь следующие меры.

Во-первых, нужно создавать высокооплачиваемые рабочие места, для чего развивать малый и средний бизнес:

* «молодые смогут найти себя в высокотехнологичном бизнесе, где можно применить новые знания»;

* «молодежь пойдет туда, где требуется креатив, — в сферу дизайна, маркетинга, рекламы».

Во-вторых, необходимо повышение качества обучения в вузах Ангарска: «молодежи необходимо дать больше возможностей для обучения».

В-третьих, нужно помогать молодым решить жилищную проблему:

* «развивать ипотеку»;

* «реализовать программу «Доступное жилье».

Неразрывно связаны между собой проблемы досуга молодежи и снижения уличной преступности:

* «развивать культурно-досуговые центры, в том числе клубы, театры;

* «парки надо привести в порядок, чтобы безопасно было»;

* «строить спортивные и детские площадки».

В разрешении сложившейся ситуации большую роль играет местная власть, инвесторы, сектор малого и среднего бизнеса.

Метки:
baikalpress_id:  28 956