Головы в чемодане

Что видят сотрудники авиационной безопасности в багаже авиапассажиров

Семнадцатого июля в Иркутском аэропорту отметили 35-летний юбилей службы авиационной безопасности. Несмотря на закрытость этой структуры от посторонних глаз и строгий режим, журналистам «Пятницы» ее сотрудники все-таки раскрыли некоторые свои тайны.

*Валерий Сокольников, начальник подразделения досмотра службы авиационной безопасности ФГУП «Аэропорт Иркутск»:

— В этой службе я работаю пятнадцатый год, в авиации — 30 лет. Пришел сюда на должность сменного начальника. В силу специфики нашей работы я не имею права назвать точное число моих сотрудников. Но скажу, что их достаточно для выполнения поставленной задачи. Хватает у нас и технических средств: интроскопов, стационарных и ручных металлоискателей, газоанализаторов. Все наши пассажиры знают, что такое рентгено-телевизионные установки интроскопы (выражаясь простым языком, это аппарат для просвечивания ручной клади рентгеновскими лучами. — Авт.) и металлоискатели.

А вот газоанализаторы на нашем вооружении стоят сравнительно недавно. Эти приборы улавливают малейшие признаки взрывчатых веществ, если таковые попытается провезти кто-нибудь из пассажиров. Случаются у нас и курьезы. Например, не так давно один из наших сотрудников, наблюдая по монитору интроскопа за багажом очередного пассажира, увидел внутри него раскачивающуюся птичью голову.

На вопрос, что везет, мужчина ответил: курицу. В следующих сумках на интроскопе показались такие же головы. Оказалось, что этот гражданин пытался незаконно переправить из нашего региона восемь соколов-сапсанов в Арабские Эмираты.

*Василий Недава, заместитель начальника подразделения досмотра службы авиационной безопасности ФГУП «Аэропорт Иркутск»:

— Здесь я работаю пять лет. На моем примере можно понять, как комплектуется служба досмотра. При подборе кадров предпочтение отдается бывшим военнослужащим и сотрудникам других силовых ведомств. Такие люди, на наш взгляд, более подготовлены, более дисциплинированы. Они отвечают за каждое свое действие. Также очень быстро усваивают новые знания и включаются в работу более органично, чем гражданские. Я в прошлом — полковник РВСН. Служил в Иркутской дивизии. После выхода на пенсию четыре года командовал Иркутским кадетским корпусом.

После этого пришел в аэропорт. Считаю, что приобретенные на прежней работе знания и навыки мне здесь очень пригодились. К примеру, в прошлом году была попытка проникновения на борт воздушного судна постороннего лица. Некая иркутянка, как позже выяснилось, с психическими отклонениями, задалась вопросом, можно ли пройти через зону досмотра без билета и документов. Она долго наблюдала за происходящим и уловила некоторые нюансы. Наши сотрудники не дали ей исполнить задуманное до конца.

*Светлана Магадеева, старший инспектор:

— В октябре исполнится 27 лет, как я пришла на эту работу. В первые годы нам приходилось досматривать сумки и чемоданы пассажиров вручную. Естественно, многих это не очень радовало. Сейчас стало гораздо проще. Первый интроскоп появился у нас в 1984 году. Но выглядел он, как нетрудно догадаться, иначе. Например, номера (так в службе досмотра называют каждую сумку или чемодан. — Авт.) ручной клади не доставлялись внутрь по транспортеру, а ставились, после чего закрывались дверцы.

И так с каждым номером. Из тех же лет мне вспоминается такой случай. В конце 1980-х годов нам поступила ориентировка на опасного преступника, на счету которого было убийство. Мы с коллегами сумели опознать его среди огромного количества пассажиров и вовремя сообщить сотрудникам милиции. Таким образом, этот человек был задержан.

*Татьяна Клепикова, инспектор:

— В службу досмотра я пришла 18 лет назад. Могу точно сказать, что у нас не место неврастеникам. Человек, работающий здесь, должен адекватно мыслить в любой ситуации. Я считаю, что негативно на нашу работу действовали неурядицы в стране, которые происходили в 1990-е годы. К счастью, костяк коллектива устоял перед этими испытаниями. Поэтому работаем мы очень слаженно.

*Мария Романова, инспектор:

— В службе досмотра я работаю 19 лет. На мой взгляд, инспектор должен быть вежливым, тактичным, внимательным и, что немаловажно, всегда оставаться спокойным. Мне вспоминаются несколько случаев, когда в багаж пассажирам их родные или друзья подкладывали запрещенные предметы. Иногда ради шутки, а бывает, что и от чистого сердца. К примеру, недавно в сумке одного из пассажиров мы обнаружили упаковку патронов для ружья. Он клялся, что не понимает, откуда они взялись.

Выяснилось, что патроны ему в гостинице подложили друзья во время проводов. Причем не желая ему ничего злого! А однажды на челябинском рейсе в ручной клади девушки нашли пистолет. Оказалось, что его незаметно подложил ее друг. Когда девушка это поняла, она прорвалась обратно к толпе провожающих и набросилась на него с кулаками. Еще мне запомнилось, как в багаж одного из пассажиров его знакомые шутники положили увесистый кирпич.

*Анатолий Притюпа, сменный начальник службы авиационной безопасности:

— В этой службе я работаю шестой год. Пришел сюда из Вооруженных сил. Дослужился там до звания подполковника. В мои обязанности входит координация работы всех служб аэропорта. Это огромная ответственность. Решения должны приниматься здесь и сейчас. Для промедлений времени нет, потому что любая проволочка может сказаться на работе всех структур аэропорта. Поэтому с уверенностью могу сказать, что на этой работе отношения гораздо строже, чем в армии.

*Светлана Дудкевич, старший инспектор:

— Здесь я тружусь 16 лет. До этого работала педагогом в средней школе. Пришла работать в международный аэропорт, а он сильно отличался от того, который обслуживал внутренние рейсы. Первое впечатление от работы — огромная ответственность. Ведь мы работали с высокопоставленными людьми. Но проходимость в то время была не такая большая, как теперь. У наших коллег должна быть железная выдержка.

Потому что в жизни случается всякое. Могут быть проблемы с домашними. Поэтому я хотела бы пожелать коллегам в первую очередь крепкого тыла. Если хорошо дома, значит, и работать легче. Женщине, на мой взгляд, работа инспектора дается легче, чем мужчинам. Мы лучше умеем сглаживать конфликты, быстрее находить выход из непредвиденных ситуаций.

*Оксана Корда, инспектор:

— В службу я пришла 19 лет назад. Мимо меня прошло очень много людей. Естественно, в таких условиях от человека требуются умение работать с людьми, вежливость, собранность. Важны и навыки психолога. Хороший инспектор может сразу определить, если пассажир что-то скрывает. Это видно по глазам, по поведению человека. Хотя некоторые просто очень волнуются перед полетом. Недавно мы сняли с рейса на Монголию одного жителя Иркутской области. Этот мужчина перед вылетом крепко выпил. Узнав, что рейс задерживается, он начал всем нам угрожать. Пришлось вызвать сотрудников милиции и снять его с рейса.

Метки:
baikalpress_id:  28 941