Интуиция вместо знаний

От редакции. В "Пятнице" № 20 от 23 мая 2008 года была опубликована статья "ЕГЭ в школах нужно отменить", а в № 21 от 30 мая были опубликованы отклики наших читателей на эту тему. Несмотря на то что система тестирования за последние годы стала почти привычной, вокруг нее не утихают споры.

В одном из номеров "Пятницы" была статья про педагога Шалву Амонашвили. Я полностью согласна с его мнением про ЕГЭ. У меня два сына-старшеклассника. Старший сдавал ЕГЭ в этом году, младшему предстоит это сделать на следующий год. Сыновья учатся по-разному. Старший чуть лучше, младший - чуть хуже. Несмотря на это, и у старшего сына тоже хватало стрессовых ситуаций, их все время натаскивали на правильное оформление теста. Заметьте, не на качество знаний! Я помню, как он готовился к экзаменам (тогда еще обычным - по билетам) в 9-м классе. Все знания были систематизированы, структурированы, он знал и мог рассказать любой билет. Сегодняшняя система тестирования не предполагает такой работы. Следовательно, и подготовка совершенно иная. Важно успешно угадать правильный ответ. По-моему, от такого подхода страдает общая система образования. У детей появляется неправильная мотивация к учебе в старших классах. Перед тестированием сын практически не занимался, он смог преодолеть волнение и набрал неплохую сумму баллов. С младшим, думаю, будет все иначе. Он, как и многие другие, вынужден учиться в 10-м и 11-м классах потому, что у нас всеобщее одиннадцатилетнее образование, а на деле именно для таких ребят, как мой младший сын, - это пустая трата времени. Лучше бы у него в руках была хорошая рабочая специальность. Но ведь у нас на сегодняшний день осталось очень мало производственных предприятий, где нужны квалифицированные рабочие. Все потеряно в девяностые годы. Мы все волнуемся за него, как он сдаст тесты на будущий год, а он уверен, что ему поможет хорошая интуиция, а не знания. Дети, они ведь хитрые, всегда найдут возможность выкрутиться или воспользоваться какой-нибудь лазейкой.

Еще в этом году действует система "плюс один балл", а на будущий год - неизвестно, может, и эта лазейка закроется. Можно сдать тест на двойку, а в аттестат получить троечку. Тем более что в наших школах аттестаты выдают всем. Не принято как-то по-другому, видимо, стыдно для школы выпускать без аттестатов, а может быть, учителями движет жалость к слабым ученикам или что-то другое. В мире лишь 70-75% выпускников получают аттестат, позволяющий поступать в вузы. А у нас натягивают оценки, изобретают системы, подобные "плюс один". Все это делается для того, чтобы скрыть истинную плачевную ситуацию. Даже то, что дети сдают лишь экзамены в школе, а в вуз зачисляются на основании этих результатов, является сомнительным плюсом системы ЕГЭ. В этом году в девятых классах в некоторых школах Иркутска проводили какое-то пробное тестирование по русскому языку. Я видела результаты, которые висели на школьном стенде. Это какой-то ужас! Средний балл качества знаний составил: в 9 "А" - 3,5 балла, 9 "Б" - 3,2, 9 "В" - 2,8. Несмотря на это, все дети будут еще два года учиться решать тесты. Без сомнений, правы те, кто считает введение системы ЕГЭ губительным для нашего образования.

Загрузка...