Волконские ожили

Сотрудница музея "Тальцы" создала образы декабриста и его жены после долгого изучения архивных и исторических материалов

Выписав через Интернет французские кружева для платьев, пластическую массу "Живые куклы" для фигур, перелопатив большое количество книг про декабриста Волконского и его жену Марию, сотрудница музея "Тальцы" Татьяна Тихонова взялась за работу. Всего за два месяца она создала великолепных портретных кукол - Марию и Сергея Волконских. Мария - в темном платье с пышной юбкой, с черными локонами по моде середины XIX века, а сам декабрист - в сером шерстяном костюме, которые выдавались всем арестантам. Государственный преступник и его преданная жена. Супружеская чета, на долю которой выпало столько испытаний.

Мечта детства

- Этих кукол я посвятила памяти своего деда Семена Ефимовича Нефедьева, - рассказывает Мария Тихонова. - Когда-то он основал в Хомутово школьный музей, в котором множество экспонатов связано с декабристами. В середине девятнадцатого века Волконские жили совсем рядом с этим селом - в Урике. И я с детства видела у нас в доме их портреты и полки с книгами о декабристах. В пятом классе я даже мечтала слепить куклу, похожую на Марию Волконскую. Очень уж меня увлекали пышные кринолины и вьющиеся локоны, свойственные той эпохе.

Год назад идею - слепить декабристов Волконских - подал Маше ее муж Владимир Викторович Тихонов, директор музея "Тальцы".

Создание кукол - дело нелегкое. Во-первых, Маше Тихоновой пришлось изучить протоколы допросов 1825 года, когда в Санкт-Петербурге государь Николай I лично допрашивал генерала Сергея Волконского. Дотошные сотрудники сыскного отделения описали портрет государственного преступника: он был очень высокого роста - 1 м 79 см, у него в 38 лет не было зубов, кроме одного-единственного, поэтому Волконский носил вставную челюсть. Генерал участвовал в пятидесяти восьми сражениях и не раз был ранен. Кроме того, надо было изучить все прижизненные портреты Волконского, и оказалось, что на всех он изображен в три четверти оборота и ни разу - в профиль! Но как же быть с формой носа? С размерами подбородка и век?

То же самое с Марией Волконской. Все ее прижизненные портреты отдавали романтическим стилем девятнадцатого века: "себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит!". Ее изображали хорошенькой миловидной девушкой с черными кудрями и стандартным овалом лица. Только прижизненный дагерротип, на котором Волконская изображена уже в пожилом возрасте, позволил отыскать тот портрет, на котором Мария была похожа на саму себя. У нее, оказывается, были большие карие глаза, но она имела привычку щуриться (видимо, плохо видела), ямочка на подбородке и небольшие складочки у губ. В жизни она не была похожа на куклу: наоборот, ее черты были строго индивидуальны. Как только Маша Тихонова отыскала самые точные данные, относившиеся к портретам Волконских, в ее руках пластическая масса стала послушной. Куклы вышли как живые.

Итак, она звалась Татьяной

Мария Тихонова долго изучала по книгам характер Марии Волконской, сживалась с ее судьбой. Именно поэтому кукла вышла очень похожей: ее глаза словно вобрали в себя всю трагедию предстоящей судьбы этой женщины. Немногие знают, что Мария Волконская в семнадцать лет написала Пушкину письмо с признанием в любви, которое он потом почти дословно пересказал в "Евгении Онегине". Он поступил с ней так же, как Онегин с Татьяной. И Мария Раевская вышла вскоре замуж за человека вдвое старше ее - за генерала Сергея Волконского.

Что было дальше - вы знаете. После восстания на Сенатской площади ее жизнь раскололась на до и после. Мария, оставив годовалого сына Николеньку, последовала за мужем на каторгу в Сибирь. Ей сочувствовали все, несчастный отец был убит горем, но ни слезы, ни уговоры не могли на нее повлиять. Уже в Иркутске губернатор Цейдлер пытался ее образумить, угрожая тем, что до Петровского завода (Читинская область) она пойдет в кандалах, на общей цепи, как все каторжные. Мария была согласна и на это.

Она научилась шить, готовить обеды, стирать и ждать. Она готова была исполнять роль прислуги, только для того чтобы быть рядом с мужем. На каторге Мария с Сергеем жили в каземате, где совсем не было окон. Из шестерых детей, которых родила женщина, выжили только двое. Ей повезло: из "завязанного мешка", как тогда называли Сибирь, Мария выбралась на запад, в столицу. Но уже после того, как государем было объявлено помилование. Она вынесла свой подвиг до конца, не покривив душой, не ослабев духом.

Все подлинное

Наблюдая за тем, как работает Мария Тихонова над своими куклами, диву даешься, где она берет столько терпения. Она ведь нигде не училась, ни у кого не брала уроков. Но в роду у нее есть и художники, и историки, и писатели. Поэтому, наверное, все это передалось и Марии.

Костюмы для кукол она делает по специальным выкройкам, переносит их сначала на салфетки, а затем и на ткань. Корсеты и нижнее белье на куклах выполнены не абы как, а по старинным выкройкам и почти точь-в-точь повторяют белье, которое носили в то время. Пуговицы для белья и для платьев Мария тоже делает сама, лепит их из специальной быстро сохнущей пластической массы. Это какое же терпение надо иметь, чтобы потом микроскопические пуговицы пришить к белью или к платью! Вся работа, которую проделывает Маша Тихонова, создавая своих кукол, поистине ювелирная. Не говоря уже об исследовательском труде, без которого за это и браться не стоит.

Цена вопроса

Пятьсот граммов специальной массы для лепки кукол стоят 1500 рублей. Стоимость других материалов, выписываемых через Интернет и закупаемых в Москве в специализированном магазине, доходит до 3000 (на одну куклу).

Эксклюзивные выкройки

Недавно Мария Тихонова загорелась идеей создать костюмы пушкинской эпохи: в натуральную величину.

- Я часто вижу актеров и певцов, которые выступают в стилизованных под ту эпоху костюмах. А ведь интересно было сшить настоящие, не стилизованные платья! - говорит художница.

Она как-то увидела в газете объявление о том, что продается антиквариат. Оказалось - выкройки XIX столетия! Сломя голову, забыв обо всем на свете, Мария поехала к антиквару. Выложив из кошелька все, что у нее было с собой, она приобрела драгоценные выкройки.

- Ведь им цены нет! - восхищается приобретением Мария. - Представляете, я - одна-единственная в Иркутске обладательница выкроек двухсотлетней давности!

Да, если Маша чем-то увлекается, то это уже всерьез и надолго. Что же, будем ждать новых шедевров.

Загрузка...