Скажите спасибо

Именно такой фразой встречают тех иркутских школьников, которые приходят оспорить результаты ЕГЭ

Страсти вокруг единых госэкзаменов на этой неделе разгорелись с новой силой. После оглашения результатов последнего ЕГЭ - по математике в России началась волна апелляций. По официальным данным, уже подано двадцать тысяч жалоб. В Иркутске, по свидетельству нашего корреспондента, выпускников, желающих оспорить результат ЕГЭ, тоже достаточно.

Не по эталону

Пятница, 13 июня, десять часов утра. За день до этого иркутские выпускники получили результаты ЕГЭ по математике, и многие устремились в конфликтную комиссию Регионального центра обработки информации ЕГЭ, что располагается на улице Лыткина.

Комиссия находится на задворках центра. У дверей - человек пятнадцать. Почти все школьники пришли с кем-то из родителей. Во дворике - ни одной скамейки, хотя, как рассказали мне ребята, ждать своей очереди приходится по два-три часа. За дверью - небольшой предбанник, на входе строгая девушка проверяет паспорта и запускает в комнату, где на столе лежат бланки заявлений. Через стеклянную перегородку можно увидеть процесс просмотра работ. Там сидят три эксперта (двое мужчин и одна женщина). Родителей в эту заветную комнату тоже пускают, и даже репетиторов и учителей. На просмотр каждой работы уходит в среднем минут двадцать.

- Я здесь уже была после экзамена по русскому языку, - рассказывает Настя, выпускница одного из иркутских лицеев, - хотела узнать, почему снизили балл.

Настя рассказала много интересного о технологии подачи апелляционного заявления. Оказывается, для начала работу просматривают эксперты и вместе разбирают спорные моменты. Чаще всего эти моменты связаны с частью С. Поясню: в тестовом задании три части. А и В проверяет компьютер, там просто нужно поставить галочки. Часть С является "творческой", то есть ее проверяет эксперт. На экзамене по русскому языку это небольшое сочинение, а по математике - задача. С этой творческой частью много непонятного. Если ЕГЭ задумывался как способ устранить субъективный фактор в оценке, зачем же тогда вообще вводили сочинение? Ведь эксперт эксперту рознь. Сколько людей, столько и мнений, и субъективизм все равно присутствует.

- У меня не было ошибок, - поделилась Настя, - но ответ был не по эталону, то есть там нужно было строго соблюдать последовательность: вступление, позиция автора, середина и заключение. Я вышла за рамки положенных 250 слов. Увлеклась... И эксперт мне сказала, что это недочет, и, мол, скажи спасибо, а то еще балл снимут.

В ходе общения с другими выпускниками выяснилось, что эксперты в таком духе общаются практически со всеми, кто пытается оспорить ЕГЭ. Похоже, у них такая установка - убедить, что апелляция ничего не даст и даже ухудшит ситуацию. Чаще всего это срабатывает. Эксперты - все-таки преподаватели университета, и это внушает доверие. На этапе просмотра работ отсекается большая часть несогласных с оценкой.

- Мне непонятно, - говорит юноша с палочкой, - почему по-разному баллы считают. Почему разные критерии?

Таких "почему" очень много. Выпускница Татьяна рассказала, что когда проверяли ее работу, то два эксперта поставили ей 14 баллов, а третий - 8. Разница слишком большая.

- А у меня в задании клеточки для ответов не были пропечатаны, - пожаловалась Ирина.

Она же рассказала, что родственница из далекого поселка хвасталась ей, что им задания на экзамене решали учителя. Теперь почти все они могут смело подавать сертификаты в вузы.

Безнадега

Чем дольше длится ожидание, тем сильнее напряжение. А народ все прибывает и прибывает. Вдруг откуда-то возник омоновец в бронежилете и с автоматом.

- Так, - объявил он, - кому не хватило стула, выходим на улицу.

Интересно, зачем и от кого собираются обороняться сотрудники конфликтной комиссии? Да еще с помощью омоновца с автоматом! Неужели от школьников?! Возникает вопрос: что должно произойти, чтобы автомат был пущен в ход? Или это для устрашения, чтобы дети сидели смирно? Но для этого достаточно поставить простого милиционера с дубинкой.

К 12 часам на улице образовалась толпа. Все жадно смотрели на реакцию тех, кто уже "отстрелялся". Обычно школьники после общения с экспертами выглядели подавленными, некоторые нервно улыбались, а чаще всего молчали.

- Ну как? - спросила я девушку с длинной косой.

- А... - машет она рукой в ответ. - Безнадега!

- Но ты хотя бы поняла, в чем дело?

- Нет! Почему-то мы с одноклассницей набрали одинаковое количество баллов, но ей пятерку поставили, а мне четыре.

Наступила очередь Насти, с которой мы познакомились в самом начале. Ей до пятерки не хватило одного балла. Всего лишь... Но именно этот балл - решающий для поступления в университет.

- Решение оказалось верным, - рассказала Настя после беседы с экспертом, - но с незначительными недочетами. В общем, та же история, что и с русским языком. И точно так же мне грозили, что могут снизить оценку.

- Будешь оспаривать?

- Нет... Не хочу рисковать.

Рискнул и добился!

А вот Иван Вовк, выпускник гимназии № 2 Иркутска, решил рискнуть и таки добился повышения итоговой оценки. И вот как это было:

- Мне до пятерки не хватило чуть-чуть, - рассказал Иван, - когда смотрели работу, выяснилось, что балл сняли из-за неправильного оформления. Где-то я написал уравнение вместо неравенства. Но ответ был правильный. Причем выяснилось, что один эксперт из трех выставил два балла, а другие два - ноль баллов.

По словам юноши, во время просмотра эксперт говорил ему то же, что и всем другим, мол, не стоит подавать апелляцию, потому что при повторной проверке могут еще пару баллов снять. Всегда можно найти к чему прицепиться. Но Иван не поддался и написал заявление.

- Мне терять было нечего, - признался он, - нужное количество баллов я уже и так набрал, хватило бы и для поступления в московский вуз, но я решил побороться, поругаться...

Дальше снова было много волокиты: собирать документы и подписи, отправлять их по факсу, потом еще ждать три дня, потом снова сидеть в очереди. На этом этапе, наверное, тоже многие сходят с дистанции, но Ваня пошел до конца. В результате ему все-таки поставили пятерку.

- Конечно, я рад, - говорит юноша, - мало кому это удалось. Возможно, кто-то побоялся, а кто-то был не очень уверен в себе, стал сомневаться. Тут все от характера и воли зависит. Нужно верить в себя и не поддаваться чужому влиянию.

Выходит, ЕГЭ все-таки можно оспорить, только решаются на это немногие. Боятся?!

Складывается впечатление, что система ЕГЭ специально выстроена так, чтобы свести к минимуму возможность что-то проконтролировать со стороны общественности. Все очень закрыто и непрозрачно. Недаром к этому делу недавно подключилась Общественная палата. Большое недоумение вызывает позиция государства в отношении ЕГЭ. Понятно, что любое нововведение в области образования поначалу встречает сопротивление. Но постепенно страсти утихают, все потихоньку смиряются и привыкают. Но в ситуации с единым госэкзаменом все ровно наоборот. Чем больше проходит времени (а прошло уже четыре года), тем громче раздаются голоса несогласных. Значит, действительно что-то не так в этой системе. И еще важное наблюдение. Обычно в любой дискуссии есть баланс за и против. Но почему-то мы совсем не слышим мнений сторонников ЕГЭ. Нет широкой кампании продвижения идеи госэкзамена в СМИ. Как сказал один известный педагог: у нас на каждом канале телевидения показывают, как готовить салат, и никто не рассказывает людям, что такое ЕГЭ. Кругом - молчание. Словно это специально делается, чтобы люди боялись. Может быть, именно этого и добивались чиновники, которые продолжают уверять, что эксперимент с ЕГЭ удался. Теми, кто боится, легче управлять.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments