ЕГЭ должен уйти

В этом убежден знаменитый академик Амонашвили, недавно побывавший в Иркутске

Имя всемирно известного педагога-новатора, создателя школы гуманной педагогики Шалвы Амонашвили знают даже люди, далекие от образования. Амонашвили — почти икона в педагогическом мире. Поэтому его приезд в Иркутск для многих педагогов города и области стал настоящим праздником. Побывавший на выступлении светила российской педагогики в ИГПУ корреспондент «Пятницы» еще больше убедилась в справедливости слов о том, что нет пророка в своем отечестве.

Поэзия и проза

Как известно, академик Амонашвили — не только блестящий педагог, но также оригинальный поэт и философ. Поэтому свое выступление перед иркутянами он начал с поэтической метафоры:

— Больше пятидесяти лет я пытаюсь найти, поймать, познать педагогическую истину и не познал... Не схватил... Это как синяя птица. Недостижимый идеал. Но необходимо ее искать, поскольку сами поиски — это частицы истины. Истина такая же великая и беспредельная, как космос. Поиски убедили меня, что дело в сути самого ребенка. Ребенок — безграничное существо. Единственная модель Вселенной, какая только может быть, — это ребенок. В каждом ребенке возрождается новое бытие. Это великое чудо, и задача учителя — не потерять в нем чудесные дары, заложенные Творцом. Педагогическая истина не познается, она находится внутри нас. Учитель, ищи себя самого, человека для ребенка.

Поначалу, слушая все это, складывалось впечатление, что академик несколько оторвался от реальной действительности. «Ребенок — это Вселенная», «учитель — это художник жизни», «учитель выполняет задачу от Творца», «педагогика — это состояние духа» — все эти утверждения звучали как прекрасные стихи. Но где же проза жизни? Где разговор о проблемах школы, о реформах, о статусе учителя? Страхи оказались напрасными. Академик от действительности не оторвался и о проблемах образования знает не понаслышке.

Компьютер не заменит личность

Вот как он ответил на вопрос о влиянии рыночных реформ на российскую школу, и насколько благотворно это влияние.

— Педагогика — не жесткая наука, возможны различные направления, различные подходы. Но сейчас в образование забрасываются понятия, чуждые для нас. Очень много внимания уделяется так называемым образовательным технологиям, при этом творчество учителя, личность учителя уходят на задний план. Учитель отстраняется от процесса. Внушается мысль, что достаточно быть хорошим исполнителем, и все будет отлично. Активно пропагандируется дистанционное образование. А что это такое?

Дома стоит компьютер, и учитель вообще оказывается не у дел. Это пугает. Мы думаем, как нам продлить и усилить личностное общение учителя и ученика, а они (чиновники от образования), наоборот, — как усилить роль техники, роль компьютерного обучения.

По словам Амонашвили, личность в образовании должна играть главенствующую роль. Личность воспитывает личность — это аксиома. Без учителя невозможно вырастить личность. Дистанционные технологии можно использовать, но только в высших учебных заведениях для обучения студентов, которые уже сформировались. Можно разрешить им пользоваться лекциями, записанными на различные носители. Но это обучение, а не рост личности. Для детей школьного возраста дистанционное образование — опасное дело.

Бойтесь данайцев

Вообще тему западного влияния на российскую педагогику академик назвал очень больным вопросом. Он уверен, что российская классическая система образования — лучшая в мире. Мир не знает такого уровня знаний, и качества, и отношения к детям. И совершенно напрасно некоторые деятели пытаются принизить российское образование, пытаются протащить идею, что оно больше неактуально.

— Реформы, которые в последнее время происходят, — западного типа, — пояснил Амонашвили. — Но зачем в России создавать школы по западным калькам? У нас другой образ мысли. Культуру ведь в посылке не пришлешь. Главная цель школы — ревниво хранить и умножать культуру народа, знания, отношение к миру. Взращивать духовность, язык, литературу, историю, традиции... Школа может быть только национальной. Общей системы воспитания для всех народов не существует. Не может быть одной школы для всех стран.

Академик напомнил, что российская педагогическая наука имеет богатейшее наследие. Достаточно назвать имена выдающихся педагогов: Ушинского, Сухомлинского, Макаренко...

— Если в Москве будет хоть одна школа, построенная по принципам Ушинского, то она превзойдет любую Вальдорфскую школу, любую школу Ховарда. А мы с открытым ртом перенимаем все западное... Западная культура — для Запада. Немецкая школа хороша для Германии. Американская — для Америки. Я не вижу, чтобы Запад сильно продвинулся в образовании. В цивилизованной Америке 37 миллионов взрослых безграмотные! И нечего им кичиться. Что нам Запад! Не нужно увлекаться Западом. Мы живем в России, в стране великой евразийской культуры. Нам не культура западная нужна, а чтобы они не вмешивались.

ЕГЭ должен уйти

Безусловно, иркутяне не могли не спросить академика о его отношении к ЕГЭ. Как известно, Амонашвили одним из первых в России предрек, что «тесты ЕГЭ приведут к разрушению системы знаний». Его прогнозы, к сожалению, сбываются. По словам академика, сегодня школьники уже с девятого класса бросают школу, чтобы заняться подготовкой к ЕГЭ. Родители нанимают репетиторов, которые механически натаскивают детей на ответы в тестовых заданиях. Это идет не на пользу становлению личности человека.

— Я уверен, — сказал знаменитый педагог, — может быть, пройдет лет пять, и ЕГЭ уйдет. Мы потратили миллионы рублей на проведение ЕГЭ и убедились, что это не работает, тормозит развитие личности. Машина не может ее выявить, получается «штамповка». Мне очень жаль, что дети лучшие годы тратят на заучивание тестов. Эти годы уйдут и никогда не вернутся. Не надо нам ЕГЭ. Тесты — это не системные знания, это слепая удача. Все зависит от того, как палец на кнопку ляжет...

Шалва Александрович считает, что цель внедрения ЕГЭ — снизить уровень знаний российской молодежи. Идеологи глобализации понимают, что опасно, когда люди владеют хорошими знаниями, потому что такими людьми трудно управлять, трудно манипулировать.

Какой учитель — такой и ученик

А вот что сказал Амонашвили по поводу агрессии, которая буквально захлестнула в последние годы российские школы, причем как со стороны учителей, так и учеников. Напомню, что недавно всех потряс случай в Иркутске, когда ученик 11-го класса напал на свою учительницу с ножом. Неужели это становится нормой?

— Жестокость процветает там, где бытует авторитарный подход к детям, — уверен Шалва Амонашвили. — В некоторых школах существуют правила: от учителя требуют, что в течение урока он должен строго опросить трех учеников. Строго! Я хочу спросить, а почему строго, почему не доброжелательно? Такой учитель немилосерден, он унижает детей. Они видят в нем постоянную угрозу и воспринимают оценки как наказание. К сожалению, в массовой школьной практике до сих пор бытует авторитаризм.

Считаю, что в первую очередь не о формальных показателях надо думать, а о сердце учителя. Его культуре. Какой учитель — такой и ученик. Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты. Поэтому, когда меня спрашивают, по какому принципу искать школу для своего ребенка, я отвечаю: ищите не школу, а учителей. Пусть школа не хвалится своими евроремонтами и компьютерами. Главное — не ремонты, а учитель со своим храмом в душе. Если он жестокий, грубый, если он штампует детей — в такую школу опасно отдавать.

Что вы думаете

Уважаемые читатели! «Пятница» предлагает вам поучаствовать в дискуссии на тему «Нужен ли нам ЕГЭ?». Расскажите нам, что вы думаете о тестовой форме сдачи экзаменов и как тесты влияют на качество знаний школьников. Поделитесь своим опытом или опытом ваших детей, которые уже сдавали ЕГЭ. Наш телефон 27-28-28. Адрес электронной почты: friday@pressa.irk.ru

Дело в профессионализме

Начальник Департамента образования Иркутска Виктор Басюк:

— Я бы не был так категоричен в оценке ЕГЭ. И не стал бы говорить, что он не приживется у нас. Как показывает практика, ЕГЭ имеет свои положительные стороны. Самое главное, что формат его позволяет независимо оценивать работу учителя. Школа предоставляет образовательные услуги, и ЕГЭ дает возможность определить степень ответственности школы перед родителями и учеником. Безусловно, в ЕГЭ есть свои сложности.

Но я не думаю, что подготовка к нему превращается в «натаскивание» и что при этом личность учителя не раскрывается. В педагогике очень много различных методов обучения, но дело не столько в методиках, сколько в профессионализме педагога. Хороший учитель всегда найдет путь к сердцу ребенка и раскроет его личностный потенциал. Я считаю, что ЕГЭ никак не снижает значимости личностного фактора в общении между учителем и учениками.

Кто такой Шалва Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году) — педагог и психолог, академик РАО, основатель педагогики сотрудничества. Свою систему обучения он начал разрабатывать более сорока лет назад. Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. Сегодня по методике Амонашвили работают школы во многих странах мира. Кроме России — в Литве, Эстонии, Казахстане, Чехии, Болгарии, Словакии. Однако в педагогическом мире отношение к исканиям Амонашвили неоднозначное: от восторгов — до явного неприятия и его философии, и его методов преподавания.

Метки:
baikalpress_id:  9 541
Загрузка...