Хорошо пошаманили

В Иркутском областном краеведческом музее открылась уникальная выставка

Роковым днем (видимо, так и было задумано!) 13 мая ровно в 13 часов в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея открылась выставка «Сибирские шаманы: мифы и реальность». По мнению корреспондента «Пятницы», представленные для обозрения шаманские атрибуты непременно должны стать частью постоянной экспозиции музея, поскольку для привлечения иностранных и российских туристов лучшей экзотики в Иркутске не найти.

Только шаман знает

Гостей встречали живые шаманы с бубнами, колотушками, курильницами и прочими мистическими атрибутами. Для многих иркутян, чьи представления о шаманах и шаманизме ограничиваются впечатлениями от знаменитого фильма «Земля Санникова» (помните мрачного и коварного шамана в исполнении Махмуда Эсамбаева?), было большим открытием узнать, что на самом деле шаманы вполне миролюбивые и образованные люди.

У шаманки из Улан-Удэ Тамары Шантаевой (как выяснилось, аспирантки местного университета и председателя фонда шаманизма) в одной руке был серебряный сосуд для травяных благовоний, а в другой — мобильник. Таким образом, с духами Тамара общается с помощью магии, а с обычными людьми — с помощью электроники. Экзотика экзотикой, а жизнь диктует свои законы.

Шаман Анатолий Таршинаев из Усть-Орды рассказал, что шаманом был его дедушка и он решил пойти по его стопам. Кстати, сам Анатолий закончил пединститут, сейчас работает режиссером. По его словам, деятельность современных шаманов носит больше психотерапевтический характер. Чаще всего люди просят совершить обряд, который называется «кормить монгола». Если перевести его смысл на русский язык, получится что-то вроде «задобрить домового». Для этого используются специальные заклинания и еда. Люди верят, что это поможет гармонизировать быт, достичь семейного и материального благополучия. А что еще человеку надо для полного счастья?!

— У каждого предмета и явления есть свой дух, — говорит Анатолий, — дух горы, неба, воды. Это все живое. Основная цель людей — жить в гармонии с природой. И шаман помогает в этом. Он знает, как, к чему и для чего.

Чтобы боялись и уважали

Теперь о самой выставке. На ней можно было увидеть подлинные артефакты шаманизма XIX века: костюмы, бубны, кнуты, колотушки и другие ритуальные предметы бурят, эвенков, тофов, юкагиров, тувинцев. Глядя на них, поражаешься, насколько все гармонично сделано, как виртуозно подобраны цвета, как совершенны формы. Кажется, что они сшиты не мастером-самоучкой, а каким-нибудь модным современным дизайнером.

Кстати, шаманский костюм — это целая Вселенная, он служил своего рода границей между телом и миром, и каждая деталь в нем что-то символизирует. А деталей этих великое множество: различные подвески (в виде птиц, рыб, лодок, оленей), побрякушки; тотемы; колокольчики; полоски, имитирующие скелет человека; амулеты, кисти — всего не перечесть... И все это призвано устрашать, внушать уважение.

Любопытный экспонат — шапка, украшенная большими перьями, очень похожая на тиару индейского вождя, лишний повод вспомнить о родственных корнях аборигенных народов Сибири и северо-американских индейцев. Рядом с витринами — старинные фотографии, на которых запечатлены бурятские, тувинские и тофаларские шаманы конца XIX — начала XX в.

Очень интересный раздел онгонов. Так называются магические предметы в форме птиц, рыб, лошадей, играющие роль вместилищ для духов-помощников. В экспозиции представлены онгоны из дерева, металла, кости, глины и даже ткани. Оказывается, были и такие! И кстати, чаще всего они использовались в лечебных целях. Вышитые онгоны повязывались на голову, руку, спину или на другое больное место. А в случае чего помогали обрести мужскую силу. Еще один раритет — маска-онгон.

Как рассказал Анатолий Таршинаев, такие маски делались из кожи животных. Она накладывалась на лицо покойника и принимала соответствующую форму... Считалось, что такая маска хранит дух умершего. Немного жутковато, но зато как интересно!

Шаманство вдохновляет художников

Удачным дополнением к раритетам из коллекции музея явились две современные экспозиции, иллюстрирующие переосмысление шаманской темы в наше время. Серия фоторабот «Метафоры природы» известной иркутской фотохудожницы Марины Свининой представляет мир духов природы, увиденный с помощью современной оптики. Это совершенно удивительные, я бы даже сказала, медитативные работы.

Недаром их очень ценят специалисты в области трансперсональной психологии. Описать фотографии словами просто невозможно. Это даже не фотографии, а проникновение в другие тайные миры, скрытые для человеческого зрения. Достигается это с помощью длительного созерцания природных объектов: воды, камней, травы, деревьев... Сама художница говорит, что, в сущности, это и есть чисто шаманская практика. И результат — шаманский, колдовской, магический.

Заключительный аккорд — серия графических работ Ларисы Филатовой-Лехтынаут. Интересно, что художница родом из Республики Корякии, ее отец тоже был шаманом. Так что тема выставки для нее не придуманная экзотика, а сама жизнь.

Покормить монгола

Чаще всего люди просят шаманов совершить обряд, который называется «кормить монгола». Если перевести его смысл на русский язык, получится что-то вроде «задобрить домового». Для этого используются специальные заклинания и еда. Люди верят, что это поможет гармонизировать быт, достичь семейного и материального благополучия. А что еще человеку надо для полного счастья?!

Метки:
baikalpress_id:  28 791