Жизнь при дороге

Общий стаж работы иркутской семьи Шишкиных на железной дороге — больше двухсот лет

Династия Шишкиных началась с деда — Ивана Михайловича Шишкина, 1908 года рождения. Иван Михайлович прожил очень долгую жизнь, его не стало весной прошлого года. За свои девяносто девять лет он жил при разных режимах: и при царе Николае Втором, и при революционном правительстве, попал и в Гражданскую войну, прошел Отечественную. Единственное, что оставалось в его жизни неизменным, — железная дорога. Он пришел работать на «железку» в 1929-м простым путевым обходчиком и оставался там до 1975 года.

— Дед был человеком очень дисциплинированным, даже суровым, — вспоминает внук, ныне тоже железнодорожник, младший из династии Шишкиных (ему и сорока еще нет), Дмитрий Шишкин. — Неразговорчивый был: больше руками работал, чем языком. Я совсем случайно узнал, что деда наградили двумя орденами «Почетный железнодорожник», а в то время эти награды просто так не давали. Спросил: «Деда, а за что тебя орденом наградили?» И он рассказал, как однажды предотвратил крушение пассажирского поезда Владивосток — Москва: обнаружил трещину в рельсе за несколько минут до его прохождения и, отчаянно сигналя флажком, остановил состав.

— Интересно, дед запомнил, как люди из поезда Владивосток — Москва совали ему кто вареную картошку, кто хлеб (после войны жили-то бедно) и от всей души благодарили за то, что спас жизни стольких людей, среди которых и дети были, и старики, и женщины. Вот это было дороже всяких наград, — рассказывает Дмитрий Шишкин.

На станции Селенга

Сам Иван Михайлович рассказывал о своих орденах и медалях мало и неохотно, никуда не ходил с просьбами, никакие пороги не обивал. Жил всю жизнь с женой и четырьмя детьми в деревянном бараке, какие строились вдоль железнодорожного полотна для путейцев.

— Я еще застал этот барак, — вспоминает Дмитрий Шишкин. — Железнодорожные деревянные бараки были все на один манер, снаружи крашенные суриком. При входе в квартиру — небольшой тамбур вроде сеней, где бабушка хранила продукты и где стояли ведра с водой, потом — большая кухня с русской чисто выбеленной печкой и комната в два окна. Дед был очень непривередлив: спал на обычном деревянном топчане, у него даже матраса не было — привык на жестком. А у бабушки была железная кровать с панцирной сеткой. Перед ней лежала шкура от козы Маньки, на окнах — ситцевые занавесочки.

Телевизора у них никогда не было, все новости узнавали по радио. Холодильник тоже нескоро появился, только когда дети купили на какой-то юбилей. Жили они, по нашим понятиям, очень скромно, даже, можно сказать, бедно: железные чашки, алюминиевые ложки. Зато для детей в огороде всегда держали несколько кустов смородины, малину и большую сладкую ранетку. А по ночам в маленьком домике на станции Селенга было слышно, как мимо идут поезда, и уставшие за день мальчишки засыпали под стук колес...

А дети пошли по отцовским стопам

Антонина и Иван Шишкины вырастили четверых детей: дочь Веру и сыновей Александра, Бориса и Владимира. Трое детей стали железнодорожниками (только Борис не работал на «железке»). Дочь Вера выучилась на бухгалтера, окончила улан-удэнское училище и всю жизнь отработала главным бухгалтером в вагонном депо на станции Зима.

Старший сын Александр, по отцовским понятиям, большим начальником стал: он окончил в Улан-Удэ железнодорожный техникум, начал работать мастером, а потом целых 38 лет на станции Иркутск-Сортировочный был заместителем начальника локомотивного депо.

Александра Ивановича очень ценили на железной дороге, поэтому у него за всю трудовую деятельность скопилось немало высоких наград, среди которых и орден Трудовой Славы III степени, и медаль «За добросовестный труд», и звание «Почетный железнодорожник». Имя Александра Ивановича даже занесено в Книгу почета ВСЖД.

Младший сын Ивана Михайловича Владимир начинал слесарем в локомотивном депо, но потом переучился на машиниста паровоза. Почти сорок лет проработал Владимир Иванович на тепловозе старшим машины. А его жена Людмила Дмитриевна 37 лет в дирекции по обслуживанию пассажиров трудилась старшим билетным кассиром. Сегодня Владимир Иванович и Людмила Дмитриевна Шишкины на пенсии, живут в своем доме в Мегете.

Трое внуков деда Ивана — Владимир, Сергей и Дмитрий Шишкины работают на станции Иркутск-Сортировочный в локомотивном депо. Если задаться целью и сложить все годы, которые отдали железной дороге все Шишкины, получится гигантская цифра, превосходящая время существования самой «железки» в России.

Уроки деда Ивана

Дед Иван, простой путевой обходчик, был очень доволен тем, что внуки — Сережа, Володя и Дима, которых он брал с собой на рыбалку, стали настоящими людьми. И даже не в том дело, что работают они, как и он, железнодорожниками. А именно то было для него важно, что они стали людьми.

— Мне до сих пор помнятся уроки деда Ивана, — рассказывает Дмитрий. — Он учил меня начатое дело доводить до конца. Учил вещи содержать в чистоте и порядке, все убирать на место. Порядок любил, строгий и иногда жесткий был со мной. Случалось, иногда и несправедлив был, да я ведь понимал, что жизнь его тоже не баловала...

Наверное, не случайно и то, что младший внук Дмитрий Шишкин, сын младшего сына Владимира, стал начальником хозяйственного цеха. Под его руководством сейчас трудятся двадцать человек: слесари-сантехники, слесари-вентиляционщики, электрогазосварщики, машинисты компрессорных установок, аппаратчики химчистки, подсобные рабочие.

— Вместе со мной трудятся в цехе двадцать два человека, и у нас никто не тянет одеяло на себя. Важно, чтобы в коллективе каждый чувствовал, что он необходим и его некем заменить, — говорит Дмитрий Владимирович. — Мы поддерживаем отопление в цехах, в зданиях локомотивного депо. Проводим чистку спецодежды для работников, поддерживаем вентиляцию на рабочих местах. Так что, как видите, никакой романтики — обычная работа.

...Вот это качество, которое в наше время становится очень редким, — выполнять свою работу четко и добросовестно, изо дня в день, из года в год, и было привито путевым обходчиком Иваном Шишкиным своим детям и внукам. А ведь именно на таких Шишкиных и держится любое предприятие. А тем более такое огромное хозяйство, как железная дорога.

— Железная дорога — это самое стабильное предприятие в нашей стране, — считает Дмитрий. — Поэтому и работают здесь почти все мужчины из рода Шишкиных.

Метки:
baikalpress_id:  28 742