Обсудили медицину

Иркутские чиновники и врачи решали, как улучшить качество обслуживания в местных лечебных учреждениях

Больше двух месяцев «Пятница» публиковала мнения своих читателей о работе иркутских поликлиник и больниц. За это время к нам поступило больше пятисот звонков и писем. Оказалось, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться пациентам, — большие очереди к врачам, трудности с получением рецептов на лекарства и необходимость самим покупать медицинские препараты для лечения в стационарах. Как мы и ожидали, городские чиновники прислушались к нашим читателям. В понедельник они вместе с главными врачами крупных лечебных учреждений собрались за круглым столом, чтобы обсудить эти вопросы.

Потерянное время

Большие очереди на прием к врачам — проблема, актуальная для многих иркутских поликлиник. В поликлинике № 6, расположенной в микрорайоне Юбилейном, ее решили с помощью предварительной записи. «Очень эффективной оказалась запись на удобное для пациента время и день, которую можно сделать как по телефону, так и придя в поликлинику лично. Это очень хорошо регулирует очередь и исключает столпотворение людей в коридорах», — считает главный врач этого учреждения Александр Кузьмин.

Он также рассказал, что в поликлинике работает дежурный фельдшер, который может измерить человеку давление, температуру и при необходимости направить на прием к врачу. «Это также избавляет людей от необходимости зря тратить время в очереди», — пояснил Александр Кузьмин.

Для пациентов ново-ленинской поликлиники № 8 основная проблема — попасть на прием к узким специалистам. По мнению главного врача ГКБ № 8 Жанны Есевой, это связано с нехваткой кадров: «Федеральные программы, благодаря которым повысилась зарплата у терапевтов и педиатров, позволили полностью укомплектовать лечебные учреждения этими специалистами. Однако узкие специалисты работают за прежние деньги. Поэтому на сегодняшний день наша поликлиника укомплектована ими на 65 процентов».

Решать эту проблему администрация поликлиники намерена за счет привлечения врачей из стационара, который входит в состав лечебного комплекса. Жанна Есева также порекомендовала пациентам обращаться к этим специалистам в субботние дни, когда желающих попасть на прием намного меньше. Такая же проблема существует и в медсанчасти авиазавода. Здесь не хватает педиатров. «Сейчас у нас пустуют три места. Мы готовы принять на работу специалистов, но пока желающих нет», — сказал главный врач МСЧ авиазавода Николай Матвейчук.

Еще один совет медиков — перед посещением узких специалистов обязательно побывать на приеме у терапевта. «Бывает, что люди сами назначают себе визит, например, к кардиологу. Многие, отсидев очередь, вынуждены уйти ни с чем, потому что перед посещением этого врача обязательно нужно сделать электрокардиограмму. Без этого исследования врач не сможет поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение.

Случается, пациенты сами назначают себе исследования, тратят много денег, но оказывается, что им было нужно пройти совсем другие виды диагностики. В любом случае обоснованность тех или других видов исследований или консультаций узких специалистов может решить только участковый терапевт. Поэтому мы настоятельно рекомендуем начинать обследование и лечение именно с посещения этого врача», — подчеркнула начальник городского Управления здравоохранения Ирина Губанова.

Не дают рецепт

Людям с хроническими заболеваниями необходимо постоянно принимать определенные лекарства. А для того чтобы получить некоторые из них в аптеках, обязательно нужен рецепт. Тем более когда человек имеет право на льготы. Но именно при получении рецепта люди сталкиваются с одной и той же проблемой: на его оформление уходит два дня, а получить заранее эту бумагу невозможно. По словам Ирины Губановой, такие условия оформления рецептов введены по приказу российского Министерства социального развития и здравоохранения.

Сначала участковый врач обязан сделать запись о назначении препарата в амбулаторной карте больного и выписать рецепт. Затем оператор вносит данные с этого документа в электронную базу. Потом рецепт утверждается печатями лечебного учреждения, врача-терапевта и в некоторых случаях врачебной комиссии. «Как правило, препараты выписываются на месяц, поэтому врач не имеет права давать рецепт чаще», — пояснила Ирина Губанова.

«Почему должны платить?»

Еще одна проблема, которую рассмотрели участники круглого стола, — требование к пациентам покупать лекарства для лечения в стационаре. О том, что в больницу помимо тапочек и халата надо взять пакет с лекарствами, капельницами и шприцами, знают все. Но многие пациенты считают такое требование необоснованным.

А врачи объясняют это тем, что денег, которые полагаются на каждого пациента по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), крайне мало, чтобы человек получил качественное лечение. «По полису на одного пациента отделения реанимации полагается 272 рубля в сутки. На больных, находящихся в других отделениях, — всего 68 рублей в сутки. Это очень маленькие суммы, если учесть, что, к примеру, лекарства для больного панкреонекрозом обходятся в 25 тысяч рублей в сутки. Поэтому мы вынуждены просить пациентов и их родственников приобретать препараты для лечения», — сказал главный врач ГКБ № 1 Леонид Павлюк.

Подводя итоги работы круглого стола, председатель Комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Валентина Вобликова отметила, что такие заседания должны стать традиционными: «Каждое обращение иркутян по поводу работы медицинских учреждений рассматривается очень внимательно. Все сигналы находятся на жестком контроле. И работа по улучшению качества обслуживания наших пациентов будет обязательно продолжена. При необходимости мы будем снова собираться и обсуждать эти проблемы».

Куда жаловаться

Если вас не устраивает качество обслуживания в иркутских поликлиниках и больницах, звоните на телефон горячей линии городской администрации 201-207, а также в Управление здравоохранения по телефонам: 24-24-36 (приемная), 24-08-13 (отдел лекарственного обеспечения), 24-34-40 (отдел лечебно-профилактической помощи населению).

Где сделают ремонт

* В этом году начнется разработка проекта по строительству нового здания для поликлиники № 1. Сейчас это учреждение размещается в здании бывшего общежития. Новый корпус высотой в пять этажей построят рядом с существующим.

* Обновят и несколько отделений в городской больнице № 3. В их числе отделения кардиологии, нейрохирургии, ожоговое и здание поликлиники.

* Примерно через три года начнется строительство здания для детской поликлиники № 3, расположенной на улице Карла Маркса. Сейчас городские власти подыскивают земельный участок, на котором она будет построена.

* В 2009 году начнется разработка проекта строительства здания для детской поликлиники № 8, расположенной в Ново-Ленино. К его реализации планируется приступить в течение ближайших трех лет.

Меньше болеем

По данным городского Департамента здравоохранения, за год каждый иркутянин в среднем обращается в поликлинику девять раз. Если учесть, что в Иркутске действует 27 поликлиник (12 детских и 15 взрослых), получается, что в год медики регистрируют пять миллионов обращений.

Примерно треть из них имеют профилактическую цель. Еще три года назад таких обращений было четверть от общего количества. «Это говорит о том, что люди стали внимательнее следить за своим здоровьем», — говорят врачи. Как следствие — заболеваемость иркутян за последние два года снизилась почти на три процента, а уровень инвалидизации трудоспособного населения — на восемнадцать процентов.

Деньги на оборудование

Около ста миллионов рублей потратил город в прошлом году на покупку оборудования для иркутских лечебных учреждений. Теперь благодаря этим вложениям почти все городские поликлиники оборудованы цифровыми флюорографами, электрокардиографами, спирографами, маммографами, иммуноферментными анализаторами и современным стоматологическим оборудованием.

Загрузка...