Мультики учат

Педагоги иркутского детского дома № 5 воспитывают малышей с помощью отечественных мультфильмов

Это считается обычным уроком. Не менее важным, чем все остальные. Но здесь не нужны ни тетрадки, ни учебники — ребятишек учат герои любимых мультфильмов. Не надо неподвижно сидеть за партой — полная свобода выбора: хочешь, сядь на мягкий диван, а хочешь —на огромного игрушечного тигра.

Но и на этом занятии действуют свои законы — не драться, не толкаться, не царапаться и не кусаться. Может быть, кому-то такие требования покажутся смешными, а для детдомовцев агрессия по отношению к близким является нормой жизни, потому что большинство из них видели в своих бывших семьях лишь это.

Теперь педагогам и психологам предстоит научить их самым элементарным вещам, без которых невозможно жить в этом мире, — доброте, заботе и любви друг к другу. В иркутском детском доме № 5 педагоги решили, что гораздо лучше взрослых это могут сделать герои мультфильмов, ведь у дошколят весь мир похож на сказку.

Урок в мультклубе начинается с комплиментов. Новичков видно сразу — говорить другому человеку приятные слова они просто не умеют. Зато тем, кто посещает мультклуб давно, нравится и слушать, и говорить их. «Ты веселый, ты красивая, ты герой», — так говорят друг другу малыши.

Затем начинается основная и самая интересная часть урока — просмотр любимых мультиков. И хотя большинство из них ребятишки видели уже много раз, глядят на экран с таким интересом, как будто смотрят сказку впервые.

— Многие из этих детей уже через год пойдут в школу, но мультики увидели впервые только недавно, когда попали в детдом. Для них это настоящее открытие. Ведь именно отсюда они считывают информацию о взаимоотношениях героев. Но на самом деле это не просто сказка. В ходе просмотра идет программирование на подсознательном уровне, формируется так называемый социальный интеллект, благодаря которому люди живут в обществе, — рассказывает психолог детского дома № 5 Ольга Малыгина.

Сейчас в коллекции Ольги Малыгиной около сорока дисков с мультфильмами. Сначала каждый мультик она смотрит сама, а только потом решает, стоит ли показывать его детям. «Если он не несет позитивного воспитательного смысла, детям я его смотреть не дам. Например, я никогда не включу им мультик «Том и Джерри», потому что герои только и делают, что колотят и размазывают друг друга, а я не хочу, чтобы наши ребятишки видели насилие даже в таком виде. А вот «Чип и Дейл» хоть и тоже американский, но смотреть его можно, там показаны дружба и взаимовыручка. А вообще, лучше всего использовать советские мультфильмы — «Крошка Енот», «Петух и краски», «Лошарик» и многие другие», — говорит Ольга Юрьевна.

Полезно всем детям

Директор детского дома Маргарита Галстян считает, что за полтора года, которые существует мультклуб, ребятишки стали намного спокойнее и добрее по отношению друг к другу. Кстати, она советует использовать эту методику и родителям. Главное, что, перед тем как ставить ребенку мультик, обязательно нужно просмотреть его самим и решить, какие качества вы хотите привить своему малышу. И еще одно условие — не позволять ребенку просиживать часами у телевизора. Педагоги советуют не находиться у экрана дольше 10—15 минут.

«Особенно внимательно нужно относиться к детям до пяти лет, потому что именно в этом возрасте формируется сценарий их будущей семейной жизни», — подчеркивают педагоги.

Что смотреть?

Мы попросили прокомментировать несколько известных мультфильмов психолога иркутского детского дома № 5 Ольгу Малыгину.

«Человек-паук» несет важную для детей идею о том, что за безобразной и неординарной внешностью может скрываться сильный, ловкий и очень хороший человек, способный прийти на помощь в трудную минуту. Герой представляет собой человека, который чувствует личную ответственность за все, что происходит в мире.

«Крошка Енот» формирует социальный интеллект. Он учит, что твои взаимоотношения с людьми — отражение твоего поведения в социуме. Агрессия порождает агрессию, недоброжелательность — неприязнь, дружелюбие — расположение и помощь. Доброму человеку жить легче, ему жизнь предоставляет необходимые блага.

«Простоквашино» формирует позитивный семейный сценарий, несет важные идеи. Одинаковых людей не бывает, поэтому, чтобы сохранить взаимоотношения в семье, нужно уметь принимать людей со всеми их достоинствами и недостатками, то есть позволять другому быть другим. Для этого необходимо уметь идти на компромисс, заботиться друг о друге (например, Шарик заинтересовался охотой — ему купили ружье). В случае появления жизненных трудностей с ними легко можно справиться вместе. Кстати, Дядя Федор — пример активного позитивного отношения ребенка к действительности, а также это показатель самостоятельности и творчества ребенка.

«Том и Джерри» — яркий пример того, как не следует строить отношения с окружающими. У героев мультика они построены на различных ловушках, мелких пакостях, подлости. Возможно, такие отношения и придают некоторую остроту жизни, но в итоге приводят к длительной войне, отнимают много сил и времени, лишают жизненной гармонии.

«Лошарик» учит доброте, заботе друг о друге, дружбе. В мультфильме подчеркивается, как важна социальная поддержка для людей.

А вот мультфильмы, снятые по произведениям Корнея Чуковского, можно смотреть без ограничений. Это классика жанра. Кстати, Корней Иванович видел в сказках не только большой воспитательный смысл, но и защитный эффект: «Если ребенок растет без сказок, вероятность возникновения неврозов очень велика».

Метки:
baikalpress_id:  28 659