Школьные задачки

Противостояние между учителями и директором в школе города Свирска достигло критической отметки. В конфликт попросили вмешаться журналистов «Пятницы»

Очень часто в трудовых коллективах возникают ссоры, конфликты, недопонимания. Как правило, такие проблемы берется улаживать начальник. А если трения возникли с самим директором, кто их разрешит? На прошлой неделе в нашей редакции раздался звонок. Преподаватель английского языка из школы № 2 города Свирска рассказала о том, что у них между учителями и директором царят очень напряженные отношения. Идет их постоянное выяснение, борьба за свои права, часто переходящая в угрозы и слезы. Чтобы разобраться в ситуации, корреспонденты «Пятницы» отправились в Свирск.

Почему не предупредили?

В свирской школе нас встретили негостеприимно. Видя, что учителя собираются в одном из кабинетов в ожидании журналистов, заместитель директора по учебной части и методист бросились их разгонять. Представитель администрации, увидев нас на лестнице, чуть не спихнула вниз под предлогом охраны объекта от преступников: «Нужно предупреждать, договариваться с директором. Почему вы не позвонили?» Вскоре появился и сам директор и пригласил нас в кабинет: после короткой беседы нам разрешили повидаться с учителями.

— Разве я против? — удивленно поднял брови директор школы № 2 Геннадий Щербинин. — Да, пожалуйста, общайтесь. Только ведь они могли сказать, предупредить, что будет собрание, кто там будет присутствовать. Впрочем, Геннадий Иванович выказал свою осведомленность в том, кто именно из 71 его сотрудника решился вынести сор из избы.

Какие проблемы

В это же самое время в кабинет, где журналистов «Пятницы» дожидалось около 20 человек, вошли замдиректора и методист. Угрожая выговорами, они стали разгонять всех по рабочим местам. Остались лишь самые стойкие. Одной из главных претензий, высказанных преподавателями, оказалось отсутствие коллективного трудового договора. «У учителя очень много сверхурочной работы. Многим приходится оставаться допоздна, но это не оплачивается. Зачастую некоторые требования к учителям находятся вне рамок их компетенции, — рассказали преподаватели.

Содержание классов полностью лежит на плечах учителей: обои, ремонт, горшки для цветов, тюль, краска — за все платят они. Дело дошло до того, что на преподавателя английского языка возложили разработку инструкции по охране труда, хотя всем известно, что такими вещами должен заниматься специалист в этой области. А уборщицу, по словам учителей, обязали проверять состояние батарей, розеток и оконных рам. «А будете много болтать, мы дадим вам площадь в тысячу квадратных метров, и вы будете горбатиться с утра до вечера, убирая ее», — заявил директор женщине.

— Поэтому мы и хотим составить коллективный трудовой договор, чтобы все было открыто, чтобы нам не говорили, что по каким-то мифическим документам мы обязаны делать то-то и то-то. Чтобы все были знакомы с договорами, должностными инструкциями, уставом и всеми другими документами, по которым с нас спрашивают, — объяснили присутствующие.

— Мы постоянно испытываем давление и прессинг со стороны директора, — вытирая слезы, говорит библиотекарь школы Валентина Селюхина, — Геннадий Иванович постоянно требует чего-то сверх установленного. Последнее его обещание — сделать полный рабочий день и ввести рабочую субботу. В общем-то я не против, но чтобы это сопровождалось соответствующим повышением зарплаты.

Библиотекарь говорит, что директор обвиняет коллектив в том, что никто ничего не делает, а в это время в библиотеке даже стульев нет — об этом он не позаботился. «За то, что я пришла к вам на встречу, мне обещали сделать выговор, — плачет женщина. — Если кто-то что-нибудь осмеливается открыто говорить, то на него тут же сыплются жалобы и замечания в устной и письменной форме».

Ученик — все, учитель — ничто

Учителей огорчает, что зачастую, не разобравшись, директор встает на сторону школьника. «Некоторые дети угрожают нам, говорят разные гадости, обзывают, — жалуются педагоги. — А директор на это не реагирует: «Не ищите у меня защиты», — отвечает он. А у кого тогда ее искать?»

Недавно в школе произошел инцидент, в котором директор объявил виновной Анастасию Михайловну Журавлеву, учителя английского.

— У меня есть ученик, — рассказывает Анастасия Михайловна, — мальчик из неблагополучной семьи. Сейчас даже рассматривается вопрос о лишении его матери родительских прав. Так вот этот ребенок бросился на моем уроке драться с другим мальчиком.

Анастасия Михайловна попыталась разнять дерущихся, и в ответ услышала угрозы от ребенка: «Я вас всех порешу!» Учитель английского написала заявление на имя директора с просьбой оградить класс от этого ученика, чтобы была возможность нормально преподавать свой предмет. Директор, по ее словам, лишь ответил, что устал от жалоб.

В итоге в школу пришла мама мальчика-драчуна и написала заявление, что учитель избила ребенка до синяков. Женщине пришлось писать объяснительные о том, чего, по ее словам, не было.

Нет творчеству

«Здесь нечем дышать», — говорят учителя, рассказывая, что руководящий состав школы не позволяет подходить к работе творчески.

— Был случай, я решила показать детям фильм «Елизавета II» на английском языке, думала, после просмотра напишем сочинение, — рассказывает Анастасия Журавлева. — Пошла взять аппаратуру, а мне было отказано.

Отказ Анастасии Михайловне объяснили тем, что в учебном плане не числится просмотр видео. Тогда учитель попросила мужа привезти из дома все необходимое. «Так среди урока к нам ворвалась завуч и кричала, что этого нет в плане. О том, что в учебном процессе может быть что-то внеплановое новаторское, в нашей школе и речи быть не может».

Предложение ввести факультативом для всех желающих японский язык было категорично отвергнуто. Другое предложение сделала Лидия Артамонова, директор городского музея истории. Она хотела внедрить патриотическое воспитание и приглашать на классные часы ветеранов, тружеников тыла. Ответ, по словам директора музея, был таков: «Кому вы нужны со своим патриотизмом? Кому он сдался?» В это же время в других школах Свирска эта идея была воспринята на ура.

Однажды кем-то из учителей было предложено свозить детей в Иркутск на выставку в Сибэкспоцентр. Последовал ответ: «Какие еще нанотехнологии? Да кому нужны ваши нанотехнологии?»

Кому премию?

Есть сомнения у коллектива и на счет распределения средств на премирование сотрудников. Учителя предполагают, что деньги уходят «избранным», в том числе и директору: «Премии назначают за проведение конкурсов, олимпиад. Когда мы подходим с вопросом, почему тому или иному учителю не дали премию, ведь были проведены олимпиады, директор отвечает: «Вы ничего не проводили».

— Еще он говорит, что распределение премиальных — это его личная прерогатива. «Что хочу, то и делаю», — рассказывают учителя. — В школе № 3 нашего города это все расписано и висит на стендах. Посмотрел — и стало понятно, кто за что сколько получил. А у нас лишь премии-подачки по 100, 125 рублей.

Не утихают споры с директором и о количестве проведенных часов на работе. Геннадий Иванович утверждает, что учитель обязан быть в школе с утра и до вечера, даже если у него 2—3 урока в день или их нет вообще. Объясняет он это просто: 18 уроков в неделю и по часу подготовки к каждому — итого 36. — Например, мне он сказал, что если у меня 27 часов в неделю, то получаю я зарплату за 54 часа, — говорит Анастасия Михайловна. — Это было бы чудесно, если бы я получала за 54 часа!

Хамство и угрозы

По словам учителей, их директор не сдержан в выражениях и запросто может оскорбить подчиненного.

— Мне стыдно даже произносить такие слова, — говорит Анастасия Михайловна, — но лично я от него слышала в свой адрес: дрянь, хамка, пошла вон отсюда, быдло.

Однажды в очередной неприятной беседе, по словам Анастасии Журавлевой, заместитель директора Елена Брушкова спросила учителя: «А вы не боитесь за своих детей?» Совпадение это или нет, но через пару дней одного из сыновей Анастасии Михайловны затащили за школу и испинали неизвестные.

Горжусь школой

Учителя школы № 2 Свирска рассказали, что нынешний директор Геннадий Щербинин работает в этой должности около полутора лет. До этого, три года назад, он уже занимал должность директора 2-й школы, но был снят «за неэтичное поведение».

Однако сам Геннадий Щербинин отрицает, что был уволен. По его словам, он покинул должность с формулировкой «по собственному желанию» из-за семейных обстоятельств. Кстати, Геннадий Щербинин в прошлом году получил грант 100 тысяч рублей в рамках национального проекта «Образование». Директор говорит, что он гордится своей школой.

Загрузка...