Очень разные даты

Статья для любопытных и въедливых читателей «Пятницы»

Почему Великую Октябрьскую революцию отмечают 7 ноября? Почему Александр Сергеевич Пушкин всю свою жизнь праздновал день ангела 26 мая, а его поклонники собираются в Михайловском ежегодно 6 июня? Почему Лев Николаевич Толстой принимал гостей на именины у себя в Ясной Поляне 28 августа, зато теперь читатели празднуют этот день 9 сентября? Откуда взялись понятия — по старому и по новому стилям? Почему, как утверждают астрономы, Рождество Христово через сто лет придется на 8 января (вместо 7-го), а старый Новый год — на ночь с 14-го на 15-е? В разных летоисчислениях с помощью астрономов и священников разбиралась журналист «Пятницы» Оксана Гордеева.

Версия астрономов

Один год — это один оборот Земли вокруг Солнца. Этот процесс занимает у нашей планеты 365 суток 5 часов 48 минут и 46,1 секунды. Нецелое число суток, нецелое число месяцев, нецелое число недель — продолжительность года не очень удобна для составления календаря. Поэтому более двух тысяч лет тому назад по приказу римского императора Юлия Цезаря астроном Созиген предложил календарь (который, разумеется, назвали не созигенским, а юлианским).

Во-первых, для простоты счета было решено округлить год и считать, что он равен 365 суткам и шести часам ровно. Во-вторых, календарь устроили следующим образом. Начали считать, что год — это ровно 365 дней (без 6 часов), значит, в первый же год допустили ошибку в 6 часов! На второй год ошибка была уже 12 часов, на третий — 18, а к четвертому году набежали 24 часа, то есть целые сутки.

Вот тут-то, как предложил Созиген, чтобы снять накопившиеся часы, нужно добавить лишний день к календарю! Поэтому вот уже две тысячи лет каждый четвертый год к последнему месяцу года (у римлян это был февраль) добавляется дополнительный день. Тонкость заключается в том, что юлианский календарь неточен. Созиген считал, что год — это 365 суток и 6 часов, но на самом-то деле это не так! Один оборот вокруг Солнца Земля делает за чуть меньший промежуток времени.

Ежегодно из-за созигеновского округления ошибка календаря увеличивается на неучитываемые 11 минут и 13,9 секунды. К концу XVI века из этих ежегодно набегавших 11 с лишним минут ошибка выросла до 10 суток! Вот тогда-то Папа Римский Григорий XIII, озаботившись, что религиозные праздники отмечаются с ошибкой в десять дней (это, как он счел, грех), ввел более точный календарь, названный в его честь григорианским. Новый календарь был введен в Европе почти повсеместно уже 400 лет назад. Он гораздо точнее: в нем лишние сутки набегают только за 3300 лет...

С годами разница между юлианским и григорианским календарями продолжала и продолжает нарастать. На сегодня она составила уже 13 суток. Потому-то вся Европа, которая вместе с католической церковью давно живет по григорианскому календарю, более точно отражающему продолжительность года, отмечает Рождество 25 декабря, тогда как юлианский календарь, по которому живет Русская православная церковь, празднует на 13 суток позже.

Более того, спустя почти сто лет, начиная с марта 2100 года, разница вырастет еще на сутки, и Рождество Христово (по подсчетам астрономов) придется на 8 января — если, конечно, к тому времени РПЦ не перейдет на григорианский календарь. Почему это происходит? Каждый год Земля делает полный оборот вокруг Солнца по-разному. Эта разница составляет каждый год несколько часов. Для того чтобы компенсировать этот разрыв, был придуман високосный год, в феврале которого уже не 28, а 29 дней.

Но за несколько столетий все равно набегает разница в сутки, поэтому для перевода дат на новый стиль требуется добавлять к событиям XVIII века 11 суток, XIX века — 12 суток, XX века — 13 суток. Так делают современные энциклопедии. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100 г., так как 2000 г. был високосным и по юлианскому, и по григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 г. не увеличилась, оставшись в 13 дней.

Версия старообрядческой церкви

Алексей Калинин относит себя к старообрядцам, к Древлеправославной церкви. Он простой прихожанин, не священник, но очень много читает и хорошо разбирается в вопросах богослужений. Мы его спросили, когда же православные христиане должны праздновать Рождество.

— Для православного христианина светский календарь — дело второстепенное. Куда как важнее для него круг богослужений. В православном богослужении, — сказал Алексей Калинин, — есть праздники непереходящие, а есть переходящие. К непереходящим относятся Рождество Христово, которое празднуется 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по новому стилю), Сретение — 2 февраля (15 февраля — новый стиль), Благовещение (7 апреля — новый стиль), Успение (28 августа — новый стиль), Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября — новый стиль) и Введение во Храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (новый стиль — 4 декабря), Воздвижение Креста Господня — 14 сентября (27 сентября — новый стиль) и Крещение — 6 января (19 января — новый стиль).

Эти праздники православного богослужения отмечаются в те дни, которые обозначены в церковном календаре. Из года в год числа остаются одними и теми же. Другие православные праздники и в первую очередь Пасха вычисляются по лунному календарю. Пасха вычисляется от дня весеннего равноденствия по лунному календарю, в этом году Пасха празднуется 14 апреля (27 апреля по григорианскому календарю). А что касается попыток сменить юлианский календарь на григорианский, то...

Все антихристианские силы пытались подчинить себе Русь не только с помощью военного вторжения, но и с помощью навязывания нам своего летоисчисления. Время — это понятие относительное. Согласитесь, ведь никого не волнует, что у китайцев другое летоисчисление: они Новый год празднуют в двадцатых числах января.

Монголы тоже отмечают Новый год по восточному календарю. У мусульман летоисчисление вообще не совпадает с григорианским календарем, и их никто не обвиняет в отсталости или в каком-то невежестве. ...Календарь ведь напрямую связан со временем. А что такое время вообще? Это тайна Божия. Блаженный Августин (его как католики почитают, так и православные) говорил, что чем больше он задумывается о времени, тем больше не понимает, что это такое...

Версия Русской православной церкви

Священник Александр Василенко, настоятель прихода церкви Святой Ксении, объясняя разницу между календарями, был еще более категоричен:

— Человек приходит в мир на очень короткий период времени. И ему не надо менять установленные издревле порядки. Самое лучшее, что он может сделать, — изменить себя к лучшему. Рождество в православной церкви всегда празднуется 25 декабря по юлианскому календарю, потому что это праздник непереходящий и дата его из года в год не меняется. По новому стилю этот день выпадает на 7 января. Так же, как не меняется дата 6 января (19-е по новому стилю) — Крещение Господне.

Почему мы не можем принять григорианский календарь? Тому есть много причин. Когда у православных христиан по юлианскому календарю начинается Страстная седмица — время страданий Христа, время его восшествия на Голгофу, распятия и положения во гроб, у европейских христиан идут веселые дни, они уже празднуют Пасху. Это накладка настолько неестественная, что ее никак нельзя ни объяснить, ни оправдать.

Вся жизнь Спасителя прошла по юлианскому календарю, и мы не вправе сейчас менять даты его жизни. О правильности юлианского календаря говорит хотя бы тот факт, что каждый год Благодатный огонь сходит на землю каждую Пасху в ночь с субботы на воскресенье в храме Воскресения Христова именно по юлианскому календарю. Какое еще нужно православным христианам свидетельство того, что наш календарь — истинный?

Сам Коперник был не согласен с григорианским календарем, говоря о том, что он не имеет астрономического обоснования. Французский математик Вийет говорил о том же. Почему мы должны переносить свои праздники? Если у вас день рождения 5 марта, то как бы вам ни говорили, что его надо праздновать 25-го, вы же этого делать не будете, правда?

Когда родился Христос

Исторические данные о точной дате рождения Христа отсутствуют. Исчисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. ...Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.

Однако почему день рождения Иисуса был приурочен к дню солнцеворота? Оказывается, именно в этот день язычники Римской империи праздновали день рождения Непобедимого Солнца. «У язычников, — пишет анонимный сирийский писатель-христианин, — был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово». (По материалам энциклопедии «Википедия»)

Метки:
baikalpress_id:  28 600
Загрузка...