Штрафуют всех

С начала года наказания для водителей намного ужесточились, несколько иркутян по этой причине уже побывали в милицейском приемнике-распределителе

С начала прошлого лета еженедельник «Пятница» неоднократно рассказывал о готовящемся ужесточении штрафов. За прошедшие полгода мы провели в разное время несколько опросов иркутских автомобилистов: подавляющее большинство высказалось против ужесточения наказания. «Рублем не решить ситуацию на дорогах» — эту мысль иркутские водители высказывали чаще всего. Какие же результаты принесли первые недели жизни с новыми штрафами? Журналисты «Пятницы» вышли на иркутские улицы вместе с сотрудниками ГИБДД Кировского района Иркутска и были поражены: водители стали более дисциплинированными.

Десять лет назад в Иркутске возник стереотип, что гаишники не штрафуют за непристегнутый ремень. Как объясняют сами инспектора ГИБДД, в то время на иркутских дорогах было столько проблем, что к ремню они лишний раз не вязались. Когда тебя останавливает гаишник, штрафует за нарушение и не обращает внимания на непристегнутый ремень, то ты и сам перестаешь обращать внимание на такую мелочь.

В какой-то момент возник даже слух, что ремни совсем отменили, — и многие водители в это свято верили. Хотя в Правилах дорожного движения всегда было указано, что не пристегиваться могут лишь оперативные сотрудники да инструктора по автовождению.

— Я тоже стал пристегиваться, — рассказывает Давид, которого только что оштрафовали за ремень. — Но пять минут назад меня уже оштрафовали за непродленный техосмотр. Я расстроился, не пристегнулся, и тут опять пост ГИБДД.

— Как вы относитесь к ужесточению штрафов?

— Как это ни странно, но я только за! Во-первых, сам буду ездить более грамотно. Во-вторых, теперь, может быть, обстановка на улицах Иркутска улучшится хоть ненамного.

Инспектора останавливают грузовик — на бочку, которая лежит в кузове, у водителя нет документов. Попутно находят еще ряд нарушений. Но шофер Сергей со всем согласен.

— Давно нужно было сделать эти документы, — сетует он. — Виноват — отвечай. А как иначе?.. С этим беспределом на дорогах давно пора было что-то делать.

Мы стоим с гаишниками в сквере Кирова и внимательно всматриваемся в проезжающие автомобили. Самые частые нарушения — тот же непристегнутый ремень и разговор по мобильному телефону. Разговоры по сотовому все чаще становятся причиной серьезных ДТП: звонку водитель уделяет слишком много внимания. А его так часто не хватает на дороге!

В нашем городе по инициативе ГИБДД в скором времени появится социальная реклама, на которой сотовые телефоны будут нарисованы с ангельскими крыльями: то есть поговорил за рулем по телефону — и оказался на небесах. По новым правилам за это нарушение штрафуют на 300 рублей. При нас за разговор по телефону инспектора останавливают таксиста: он со всем согласен. Понятно, что это давняя водительская хитрость — на людях (и особенно после мановения полосатой палочки) лучше всего со всем соглашаться и обещать «больше не буду».

Хитрят водители и с ремнем: как только инспектор подходит к машине, делают вид, что его сняли только что.

— Ремень безопасности должен быть пристегнутым и у водителя маршрутки, и у пассажиров, — комментирует Андрей Кабанов, инспектор по пропаганде отделения ГИБДД УВД по Кировскому району. — Причем, если это предусмотрено конструкцией автомобиля, пристегнуты должны быть и все пассажиры в салоне. Многие водители маршруток самостоятельно убрали ремни безопасности с пассажирских мест, но это не снимает с них административной ответственности.

Останавливаем маршрутку Ангарск — Иркутск: водитель и пассажирка на переднем сиденье не пристегнуты.

— А мне, правда, говорил водитель, что лучше пристегнуться, но я думала, что это необязательно, — объясняет пассажирка Наталья. — Его теперь из-за меня оштрафуют?.. Маршрутчика Алексея оштрафовали. Сам он с ужесточением наказания согласен, но вот с пристегнутым ремнем в городских условиях смириться не может.

— Даже в инструкциях пишут, что ремень эффективен при скоростях выше 60 километров в час, — объясняет Алексей. — Быстрее в городе ездить и нельзя. И зачем его пристегивать?

Инспектора же приводят примеры, когда водители получали серьезные травмы даже на скорости 10 км/ч: во дворе перед машиной выбегает ребенок, резкое торможение — и непристегнутый водитель ломает нос об лобовое стекло. Первая статистика по Иркутску о результатах ужесточения штрафов появится в начале февраля. По России уже рапортуют, что количество ДТП в первые две недели снизилось на 44% по сравнению с прошлым годом. Но это сравнение не совсем корректно: новогодние праздники, когда мало машин на дорогах, — время совсем не показательное для сравнительного анализа.

Число аварий растет

Виктор Григоров, президент региональной автодорожной ассоциации, постоянный эксперт «Пятницы»:

— Я всегда говорил и не перестану повторять: увеличение штрафов нужно проводить одновременно с увеличением ответственности сотрудников ГИБДД. Иначе все эти меры бессмысленны: они приведут лишь к росту коррупции. Вспомните, об увеличении штрафов в первую очередь говорили милиционеры, а не правозащитники или водители. Поэтапно штрафы увеличивают уже полтора года: но количество аварий за этот период только возросло! Это видят и иркутские водители. Думаю, и пристегиваться иркутяне стали не из-за боязни административки, а потому что ежедневно видят в Иркутске жуткие аварии. И пытаются спасти свою жизнь хотя бы ремнем.

Стало легче

Инспекторам ДПС новые правила придали уверенности в их действиях. Автомобилистам новшества также дали некоторую свободу — квитанции об уплаченных штрафах они теперь могут не возить в подразделения ГИБДД, инспектора которых их оштрафовали. Правда, сами гаишники все-таки советуют это делать — чтобы лишний раз подстраховаться.

Метки:
baikalpress_id:  8 834