Вновь маршрутки

Еженедельник «Пятница» продолжает проект «Народный автоконтроль» — публичный способ воздействия на транспортную обстановку в Иркутске

К сожалению, никакого официального контроля над тем, какие люди садятся за руль маршрутных такси, в Иркутске сегодня нет. Как уже неоднократно писал еженедельник «Пятница», администрациям различного уровня это не под силу. Маршрутный рынок в нашем городе огромен, стихиен и криминализирован. Достаточно один раз проехаться в иркутской маршрутке, чтобы понять — это Дикий Запад. Ковбои, разумеется, маршрутчики. А несчастные пассажиры — индейцы в гетто своих отдаленных районов.

Пришлый хам

В Иркутске становится все больше маршрутчиков, которые приезжают в наш город из постсоветских стран на заработки. Многие плохо говорят по-русски. Страшно смотреть, как некоторые из них управляют автомобилем. У иркутских автомобилистов давно сложилось мнение, что машину они водят по тому же принципу, по которому пасут баранов: где захотел, там и встал. Хамства от пришлых водителей также предостаточно.

В «Народный автоконтроль» обратилась иркутянка Галина Мукина. Галина Ивановна работает парикмахером, а на работу часто ездит на маршрутке 18Т Юбилейный — Ново-Иркутская ТЭЦ.

— На этом маршруте появился микроавтобус с госномером 475, в котором водитель-мигрант регулярно оскорбляет женщин-пассажирок, — рассказывает Галина Ивановна. — В первый раз я обратила на него внимание, когда из маршрутки выходила молодая женщина. Он протянул ей сдачу с 50 рублей — «рулечек» десяток. Она, чтобы не пересчитывать, спросила, точно ли там 40 рублей. Водитель ответил ей что-то грубое. А когда маршрутка тронулась, то, не стесняясь нас, обматерил ее и назвал «бл...ой соской». То же самое он добавил и про всех русских женщин. И это при том, что среди пассажиров не было мужчин, а ехали одни лишь женщины.

Второй случай произошел уже с самой Галиной Ивановной. Тот же водитель-азиат отказался везти ее до конечной остановки, потому что других пассажиров в автобусе уже не было.

— В девятом часу вечера он высадил меня в 6-м поселке и сказал, что дальше не повезет, а я могу не платить ему 10 рублей за проезд, — продолжает Мукина. — Я заметила, что так не делается и сама я не дойду до своей остановки — слишком далеко и в гору. В ответ услышала про ту же самую «соску» в свой адрес и отборные маты. И это при том, что вокруг никого не было! По сути, он выбросил меня из маршрутки, а сам поехал дальше — как раз в сторону конечной, куда мне и было нужно . Разве такие люди имеют право водить в Иркутске маршрутный транспорт?..

Мы передали информацию об этой маршрутке в ГИБДД Иркутска, и с этим водителем будет проведена серьезная профилактическая беседа. Инспектора говорят, что среди иркутских маршрутчиков предостаточно хамов любых национальностей. Но этот год начался в «Народном автоконтроле» с жалоб на водителей-гастарбайтеров.

Четырех мест сзади не бывает

К нам обратилась жительница Юбилейного Ирина Васильевна. Наша читательница — домохозяйка, но в центр ездит часто: на рынок и по магазинам. С собой нередко берет пятилетнюю дочку. Но в последнее время она стала бояться иркутских маршруток.

— Я ехала в маршрутке № 52: это маленький корейский микроавтобус с госномером 021, — рассказывает Ирина Васильевна. — Только села на остановке «Кафе» на свободное место, как нерусский водитель говорит мне, что я должна пересесть на последнее сиденье. Оттуда ему возразил мужчина — сзади уже сидели три человека, и четвертому там было не уместиться. Я также отказалась пересаживаться. Маршрутка уже тронулась: идти в конец салона было неудобно, да я и не хотела это делать! Водитель же остановился, открыл дверь и стал кричать, что это его личная машина и если я не хочу пересаживаться, то должна выйти из маршрутки.

Ирина Васильевна это и сделала, а вслед за ней принципиально вышел мужчина. «Народный автоконтроль» давно призывает иркутян бойкотировать маршрутки, в которых хамят или предоставляют низкий уровень сервиса. Бороться с маршруточным беспределом лучше всего рублем!

— В маршрутном транспорте пассажиры должны размещаться согласно посадочным местам, — комментирует Иван Добровольский, сотрудник пресс-службы ГИБДД города Иркутска. — В корейских микроавтобусах сзади три посадочных места: чаще всего сдвоенное сиденье и одно приставное. Если впереди на таком же пространстве сидят три пассажира, то вы можете смело возражать водителю, который хочет посадить на заднее сиденье четверых. В любом случае пассажир имеет право занимать любое свободное место: может быть, его укачивает сзади или он не любит, когда в лицо светит солнце. Выбрать для себя свободное место — полное право пассажира.

Кто прав?

Наверное, это главный стереотип маршрутчиков, который необходимо разрушить пассажирам. Человек за баранкой микроавтобуса — это не владелец машины, в которой он за деньги (и по доброте душевной) возит замерзших иркутян. Водитель — это прежде всего человек, занимающийся общественным транспортом: он работает в сфере услуг, в которой, как известно, существует правило «потребитель всегда прав».

Сегодня в Иркутске сложились экстремальные условия как для водителей (не стоит забывать, что перед рейсом многие из них по нескольку часов отогревают свою машину на морозе), так и для пассажиров. Потому во многих случаях найти правого не так и просто. Свою историю нам рассказала Софья Петровна — она два года назад приехала в Иркутск из Подмосковья и еще не совсем хорошо изучила наш город.

— Я вожу свою внучку к репетитору, — рассказывает наша читательница. — Обычно садимся в восемнадцатую маршрутку на «Академе» и едем до остановки «Курорт «Ангара». Но в этот раз водитель сказал, что останавливаться на «Курорте» не будет, чтобы не попасть в пробку: там была авария. Сам он поехал какими-то дворами, а мне посоветовал сойти раньше и дойти до остановки пешком.

Нашелся для Софьи Петровны и попутчик, который шел в ту же сторону. Но наша читательница принципиально отказалась выходить не на своей остановке и бежать по холоду дворами. В результате ее с внучкой увезли на Синюшину Гору. Там Софья Петровна взяла такси и за 150 рублей вернулась на остановку «Курорт «Ангара» — никакой пробки уже не было.

В этой ситуации водителя маршрутки можно понять: попасть в пробку равносильно потере дохода, к тому же других пассажиров необходимо как можно скорее доставить до Синюшки. Правда, права и пассажирка, которая садится в общественный транспорт и требует, чтобы он шел точно по своему маршруту. Она за это и платит свои деньги. Иркутяне, в эти морозные дни давайте будем друг к другу терпимее! Лето, когда можно ходить и пешком, еще не скоро. А маршрутчикам без пассажиров (как и нам без них) все равно не прожить.

Звоните нам

Уважаемые читатели еженедельника «Пятница»! Рассказывайте нам свои маршрутные истории по телефону 27-28-28 или пишите на электронную почту mir@pressa.irk.ru. Напоминаем: если вы запомнили номер маршрутки-нарушителя, то «Пятница» совместно с ГИБДД города Иркутска имеет возможность ее найти. Будьте внимательны!

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments