Казусы прямого эфира

О том, в какие непредвиденные ситуации попадают иркутские телеведущие

Иркутяне и жители области уже давно привыкли к тому, что в Иркутске существует несколько местных телеканалов. Многие ежедневно смотрят по ним новости, другие не пропускают утренних передач, третьи отслеживают аналитические программы. Но мало кто знает, что большинство из них идут в прямом эфире. Во время таких эфиров, как правило, случается много непредвиденных ситуаций. Подробнее об этом «Пятнице» рассказали мэтры иркутского телевидения.

Полтора часа каждый день

На одном из первых иркутских телеканалов, АИСТе, около полутора часов прямого эфира ежедневно — это новости, программы «Камертон», «Фактор здравого смысла» и другое. О том, какие интересные истории и забавные ситуации случались на АИСТе, рассказывают Валерий Почекунин, заместитель генерального директора телекомпании, и Павел Добродеев, ведущий и главный редактор программы «Камертон».

Главные опасности новостей, которые идут в прямом эфире, — это отказ «телесуфлера» и неготовый сюжет. Здесь, как объясняет Валерий, главное — достойно заполнить возможные паузы, объяснить зрителю, что сюжет не может быть показан по техническим причинам. Если же пропал «суфлер» (текст на экране, который читает диктор), то нужно умело сориентироваться и продолжить чтение по напечатанным на бумаге текстам.

«Главное, чтобы зритель не понял, что ведущий в замешательстве», — говорят Валерий и Павел. Но все это тем не менее, по словам ведущих, ерунда по сравнению с теми эфирами, куда звонят телезрители. Выпутаться из разных ситуаций там очень непросто.

Вопросы бывают разные

Наверняка многие из вас хоть раз видели передачи, куда предлагается звонить телезрителям и задавать свои вопросы ведущим, гостям, высказывать собственное мнение. Как же звонки попадают в прямой эфир?

В первую очередь на звонок отвечает модератор. Он служит своеобразным фильтром между зрителями и эфиром. Модератор спрашивает, какой вопрос звонящий желает задать и кому. Часто зрительские вопросы совпадают, и, чтобы не было повторений, темы отсеивают. К тому же бывает, что иркутяне хотят задать человеку вопрос, на который должен отвечать другой специалист. К примеру, архитектора хотят спросить о сельском хозяйстве. Такие вопросы также отсеивают.

— Нередко звонят агрессивно настроенные люди, — говорят Павел и Валерий. — Если человек агрессивен, но адекватен, мы можем его вывести в эфир — критика чиновникам не помешает, но бывает, человек просто не в себе — таким, конечно, в эфир нельзя.

Есть у АИСТа постоянный телезритель, который психически нездоров. Ведущие говорят, что он звонит сразу, как только увидит номер телефона на экране. Модераторы являются еще и психологами — они способны почувствовать, как человек настроен, какая у него речь, трезв ли звонящий и так далее.

Я тебя люблю!

— Однажды я сидел за модератора, — рассказывает Валерий Почекунин, — принимал звонки. Тут звонит молодой человек, объясняет, что он хочет спросить. Я обрадовался — какой хороший звонок, умный вопрос, вывожу его в эфир, а он как закричит: «Таня! Я тебя люблю!» — и бросил трубку.

В студии все расхохотались. Ведущий сказал: «Татьяна, вам крупно повезло, я за вас очень рад». «Я потом долго удивлялся, какой сообразительный этот парень. Ведь он придумал очень хороший вопрос, со мной официально переговорил и тут выдал такое! — смеется Валерий. — Но эти воспоминания из приятных. Слава Богу, еще ни разу в эфир не прорывался какой-нибудь агрессор с нецензурщиной».

Ошибка техники

На АИСТе есть такая вещь, как «телефонный гибрид». Это устройство, которое позволяет принять звонок, выслушать звонящего и вывести его в студию, а значит, и в прямой эфир.

— Однажды, — рассказывает Валерий, — техника сработала как-то неожиданно, и звонок сразу попал в эфир. Звонивший же в это время лишь слышал, что трубку сняли, и сказал: «А Сергея Петрова можно позвать к телефону?» Ведущему пришлось выкручиваться, чтобы такая нелепость не смутила гостей в студии и зрителей у экранов.

Случаются казусы с декорациями в студии и с осветительными приборами. Так, в одном из прямых эфиров «Камертона» очень плавно упала картонная облицовка стола. Операторы быстро сориентировались. Пока один из них крупным планом снимал гостя, другой без шума прополз между ведущим и гостем и аккуратно выставил панель на место. Обратно ему пришлось возвращаться таким же образом, зато зритель не заметил неполадок.

— Бывает очень некомфортно, когда вдруг отключается «ухо», — говорит Павел Добродеев. («Ухо» на сленге телевизионщиков — это динамик, вставленный в ушную раковину ведущего для того, чтобы слышать главного режиссера программы.) — Получается, что я не слышу, должен ли сейчас идти сюжет или сюжетов больше нет, есть ли звонок в студию, сколько минут до конца программы и так далее.

В такие моменты всей команде приходится разными жестами «говорить» Павлу, что есть звонок, или показывать на пальцах количество минут и секунд до окончания сюжета.

— Как только отключается «ухо», кажется, что ты остаешься один на необитаемом острове, — смеется Павел. — Впечатление полной изоляции во всем мире.

Вспоминают телевизионщики и историю, как перегорела лампа осветительного прибора прямо во время эфира. «Тогда мне пришлось несколько минут оставаться в кадре, — рассказывает Павел. — Я сидел, что-то с умным видом говорил. А в это время вокруг меня и гостя бегали люди, искали лампу, разбирали прибор, меняли ее. Когда все было готово, гостя снова осветили».

— В такие моменты ведущий должен работать, не допускать пауз, не молчать. В непредвиденных ситуациях и проявляются мастерство и профессионализм работников телевидения, — говорит Валерий Геннадьевич.

Мобильная беда

Пришедших в студию гостей — политиков, чиновников — всегда просят на время эфира отключать мобильные телефоны. Большинство все понимают и выключают трубки, но недавно в эфире «Камертона» случился такой казус.

— Не будем говорить, кто это был, но мужчина не отключил телефон, а поставил его на вибрацию. Во время эфира мобильник несколько раз гудел в кармане его брюк. Мужчина как ошпаренный вздрагивал, хватался за карман, стучал, брыкался, но никак не мог его отключить, — вспоминает Валерий Геннадьевич. Но впросак попадают не только гости.

— Однажды я опаздывал и, войдя в студию, забыл выложить мобильник, — рассказывает Павел Добродеев. — Начался эфир, все шло хорошо, и вдруг раздается мелодия!

Павел говорит, что это была рок-музыка, очень громкая и тяжелая. Он сам был шокирован, как и все остальные вокруг. Хорошо, что это были последние секунды сюжета и Павел успел отключить мобильник до своего появления на экране.

— С тех пор меня все проверяют. Операторы, монтажеры, журналисты, все как один спрашивают: «Телефон выложил?!»

Сыну — привет!

Однажды в прямом эфире передачи «Камертон» выступал депутат городской думы. В студии обсуждали его благотворительную деятельность. Один из звонивших задал вопрос: что именно подарили детскому дому? Депутат засмущался и сказал, что не хочет подробностей, мол, не для того к детям ездил. И вдруг в эфире раздался звонок. Звонившая женщина представилась: «Это мама депутата». Она сказала: «Чего ты засмущался?! Тогда я расскажу». И рассказала всем зрителям, что именно было подарено.

— Подобная ситуация случилась, когда одному нашему гостю-предпринимателю позвонил мужчина и сказал в эфире несколько добрых фраз об его отце — они были знакомы.

— А еще как-то раз у нас в гостях был кто-то из городских чиновников. Вдруг раздался звонок: «Коля, здорово! Это я, Ваня! Давай встретимся!» Чиновник разулыбался, узнал старого друга, ответил ему, и весь серьезный настрой программы улетучился, — вспоминают аистовцы.

А кому сейчас легко

Практически все новостные программы иркутских телеканалов: «Новости «АС Байкал ТВ», «Вести — Иркутск», «По будням» (НТС) и «Сейчас» (АИСТ) — идут в прямом эфире. По словам сотрудников каналов, трудности у всех примерно одинаковые. Иногда диктор может запнуться и не так прочитать текст, изредка отключается «подсказчик», и тогда ведущий должен сориентироваться и прочесть текст с листка. Здесь гораздо меньше неожиданностей, чем в прямых эфирах, связанных со звонками зрителей, а значит, и сориентироваться ведущим проще.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments