Приехали...

Вернутся ли кондукторы в городской электротранспорт?

Ровно год назад в иркутских трамваях и троллейбусах вместо кондукторов появились механические компостеры. Так руководство МУП Горэлектротранс намеревалось улучшить финансовые показатели своей организации. Удалось ли решить поставленную задачу, пока неизвестно, однако в начале декабря по городу прокатились слухи, что кондукторов снова вернут. Обозреватель «Пятницы» попыталась подвести итоги транспортной реформы и немного заглянуть в будущее.

Стало лучше?

Вспомним, как все началось. В конце 2006 года руководители Горэлектротранса приняли неожиданное решение сократить штат кондукторов и заменить их механическими компостерами, теми самыми, которыми мы пользовались 20 лет назад. По словам трамвайно-троллейбусного начальства, сокращение кондукторов должно было снизить издержки до 17,5 млн рублей в год.

Транспортные руководители почему-то полагали, что наши горожане за постсоветские годы стали настолько сознательными, что прямо так и будут выстраиваться в очередь у компостеров. Очень странная идея, поскольку до самого последнего момента кондуктора постоянно сталкивались с пассажирами, всячески пытающимися улизнуть от оплаты.

Так или иначе, в конце 2006 года задуманное начали претворять в жизнь. Но как-то непоследовательно. Первые же дни работы по новым правилам обернулись дикой нервотрепкой из-за невозможности приобрести абонементы. Водителям продавать абонементы запретили, чтобы исключить мошенничество, поэтому купить их можно было только в специализированных киосках Горэлектротранса.

Но беда в том, что спецкиоски есть не на каждой остановке, а если и есть, все равно радости мало, так как киоскерши (обычно дамы пенсионного возраста, на окладе) часто уходили: то на обед, то в туалет, то еще куда-нибудь. Поэтому поначалу пассажиры буквально метались в поисках пресловутых абонементов, а те, кто понаглее, ехали зайцами.

Вскоре (видимо, из-за убытков) руководители Горэлектротранса пошли на уступки и разрешили продажу абонементов в салонах транспорта и в табачных киосках. Ситуация более-менее утряслась.

От чего ушли, к тому и пришли

Весной в троллейбусах и трамваях стали крутить рекламные ролики: «Люди, уважающие себя, всегда платят за проезд. На линии эффективно работает контроль».

Контролеры — это вообще особая тема. Пассажиры заметили следующую закономерность: в полупустые троллейбусы контролеры заходили буквально один за другим. Только одни выйдут — другие заходят. Казалось, что контролеров стало даже больше, чем кондукторов.

Пассажиры только и успевали шарить по карманам в поисках билетика. Причем бывали случаи, когда проверенный и надорванный одним контролером абонемент вызывал вопросы и подозрение у следующего контролера. Правда, в последнее время контролеры стали делать отметки на абонементах специальным устройством, как на железной дороге.

А летом руководители Горэлектротранса пошли на очередное ново-введение: абонементами стали торговать сами... контролеры. Тут уж, извините, просто нет слов. По-моему, это кульминация отсутствия всякой логики. Как это возможно, чтобы контролер, который призван проверять, сам же и продавал! И чем он отличается от кондуктора?

На фоне этой неразберихи хорошо было только любителям легкой наживы. В редакцию «Пятницы» постоянно звонят очевидцы с похожими историями. Рассказывает Ирина Сергеевна Зарубина: «Зашла вечером в троллейбус, рассчитывая, как обычно, купить билет у водителя. А он говорит, что абонементов нет, хотя я вижу, что он их просто прикрыл газетой. Но не буду же я спорить. Просто отдала ему деньги, потому что он всех выпускал только через переднюю дверь. Не заплатишь — не выйдешь из троллейбуса».

Причем самое интересное, что контролеры в такие моменты никогда не заходят. Есть предположение, что водители просто точно знают, когда у контролеров обед или пересменка, вот и используют это время для пополнения собственного кармана. А вот еще вопиющий случай, к сожалению, не единственный.

«Моя внучка ездит на троллейбусе в школу, — рассказывает Светлана Георгиевна Селиванова, — однажды приходит домой вся заплаканная, говорит, что хотела купить абонемент у водителя, а тот ей дал уже пробитый. Внучка побоялась потребовать неиспользованный билет и всю дорогу ехала в страхе, что зайдет контролер. Кому больше поверят — ей или водителю?»

Интересно, сколько денег уходит в карман водителей благодаря этим простым трюкам? Контролеры утверждают, что по 300—400 рублей ежедневно. Эти украденные у Горэлектротранса деньги как-то учитываются?

Мало платят

Совсем бредовая ситуация — когда водители отказываются продавать по одному абонементу. «У меня с собой было только десять рублей, — рассказывает Андрей Трескунов, — протягиваю вагоновожатой в трамвае, а она говорит, мол, продаю только по 5 или 10. Я ей: «У меня мало денег». А она в ответ: «Выходи!» Я говорю, мол, покажите мне официальное распоряжение, а она: «Ага, разбежалась». Понятно, ей выгодно как можно больше продать абонементов, вот и принуждает. А я трамваем, может, раз в месяц пользуюсь, зачем мне пачка билетов?»

И вот, наконец, под занавес прошлого года по Иркутску распространились слухи, что кондукторов снова вернут.

— Убытки у предприятия огромные, — поделилась одна из контролерш, просившая не называть своего имени, — решили пойти на попятную. Поняли, что все-таки лучше, когда за каждой машиной закреплен постоянный кондуктор. Только называться они будут по-старому — контролерами. А то ведь люди уходят. Знаете, сколько у нас водителей уволилось? Мало платят. Если так все останется, то мы прогорим. Окончательно.

Кондукторов не будет

Руководитель Горэлектротранса Анатолий Михайлович Ступников отказался давать комментарии по поводу последних нововведений и повышения цены за проезд, сославшись на то, что пресса искажает его слова. Однако слухи о возврате кондукторов он опроверг. «Как было, так и останется».

Метки:
baikalpress_id:  28 575