От бакалавра до магистра

Как студенты российских вузов будут учиться с 1 сентября 2009 года?

Через год в России должна заработать новая система высшего образования. Получить «вышку» можно будет через три года, став бакалавром, или отучившись все пять лет на магистра. Чем магистр отличается от бакалавра и как теперь придется учиться студентам, выяснил еженедельник «Пятница».

Что это такое?

Первый уровень — бакалавриат (3—4 года обучения), второй — магистратура (два года после бакалавриата). Правда, по некоторым программам — например, медицинским — вузы будут готовить специалистов не менее пяти лет. Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены.

Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям. Предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть первая ступень — бакалавриат — предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять исполнительские должности: работать менеджерами, специалистами по продажам, администраторами или инженерами.

Второй уровень высшего образования с углубленной специализацией по профессии — это магистратура, или специалитет. Магистратура обучает специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (например, инженер-атомщик). Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, составляет два года, а по программам подготовки специалистов — не менее пяти лет. Предполагается, что руководящие посты смогут занимать лишь люди с магистерскими дипломами. Правом поступления в аспирантуру или ординатуру также будут наделены лишь те граждане, которые получили диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

Социальное различие станет явным

— Новая система образования вызывает у меня беспокойство, — говорит Валерий Ткачев, доктор философских наук, декан факультета журналистики Байкальского госуниверситета экономики и права. — И не только у меня. Широкая общественность продолжает вести дискуссии о целесообразности такого шага, но закон о введении в стране двухуровневой системы высшего образования уже принят, и его начиная с 2009 года придется выполнять.

Валерий Ткачев говорит, что новая система предполагает сокращение срока обучения основной части студенчества до четырех лет. Между тем подготовка молодого специалиста по многим профессиям представляет собой дело трудоемкое. Как показывает опыт, научить этому редко удается и за пять лет, не говоря о четырех.

Новая система может не только ухудшить положение в высшем образовании страны, но привести к снижению качества подготовки молодого специалиста на ступени бакалавриата — именно там окажется основная доля студентов. К тому же реформа не решит проблемы насыщения рынка труда грамотными специалистами за счет обучения небольшого количества студентов в магистратуре.

— А без этих факторов немыслимо думать о стратегических задачах России, ответственность за выполнение которых несет не только власть, но и интеллигенция, — продолжает Валерий Сысоевич. — Дело в том, что всякая система образования обладает эластичностью, в ней много скрытых потенциальных возможностей.

Например, владельцы предприятий могут не только проявить интерес к подготовке специалиста через магистратуру, но даже оплатить расходы на его обучение, зная, что специалист будет готовиться целенаправленно. Опасность — не в двухуровневой системе образования, а в непредвиденности последствий задуманного. Она заключается в том, что внедрение новой системы будет сопровождаться уменьшением расходов государства на ее содержание. Между тем ожидания многих связаны с Россией как высокообразованной страной.

Профессор БГУЭП считает, что общество теперь расколото на две части, одну из которых представляет частный собственник, а другую — наемный работник. Их интересы не так уж совместимы, как может показаться.

— Социальное различие между студентами было до сих пор неявным, — продолжает Ткачев. — Оно состояло лишь в том, что один из них считался студентом коммерческого набора, а другой — бюджетного. С введением двухуровневой системы социальное различие станет очевидным. Один студент получит неполное высшее образование, другой — полное. Один выйдет с дипломом бакалавра, другой — с дипломом магистра. Этими документами и будет закреплена более глубокая социальная и культурная дифференциация разных групп студенчества.

Наш эксперт считает, что, поддерживая демографический рост в нашей стране, правительство создает высокоскоростной механизм насыщения рынка труда кадрами. В скором времени новорожденные вторые дети существенно увеличат количество наемных работников. Юноши, освобожденные от службы в армии, остаются не в абстрактном пространстве, а на том же рынке труда, и тем самым расширяют предложение рабочей силы.

— Только путем внедрения бакалавриата министерство добьется «вбрасывания» молодых специалистов на рынок труда не через пять лет, как теперь, а через четыре года, что повысит их долю на целых 20 процентов, — подсчитывает Валерий Ткачев. — Ясно, что в таком развитии событий может быть заинтересован только частный собственник. Повышение детородности и обучение детей через бакалавриат коснутся прежде всего наемных работников. А частный собственник, не обременяя себя финансовыми расходами, не вкладывая в образование ни рубля денег, не увеличивая количество рабочих мест, сэкономит бюджетные средства и создаст самые благоприятные условия для снижения стоимости рабочей силы! И увеличения своей прибыли.

Стереть старую память

Грядущая реформа предусматривает много новшеств. Например, через год в высшем образовании России будет введена система зачетных единиц (credit system) вместо системы зачета часов.

Новая зачетная система особенно интересна. В ней — одно из коренных отличий советской и западной систем образования. У нас это происходит следующим образом — студент слушает определенное количество часов по определенному предмету, потом сдает экзамен или зачет, пишет курсовые, показывая, что не зря изучал эту дисциплину. Затем он получает оценку или зачет и может об этом предмете забыть.

На Западе изначально все наоборот: чтобы отучиться курс, нужно набрать определенное количество кредитов (такая условная единица измерения уровня знаний). За каждый предмет курса студент набирает часть необходимой суммы кредитов. К примеру, сдал философию — получил 100 кредитов, написал курсовую — еще 200. Главное, чтобы в конце курса набрать необходимый минимум кредитов (и, разумеется, отучиться на обязательных профильных предметах по своей специальности).

Именно здесь появляется важный момент выбора: студент сам решает, какие дисциплины он будет проходить на курсе, чтобы в конце обучения получить проходной минимум кредитов. Мало того, часть кредитов он может получить в другом вузе и даже в другой стране, изучая там необходимые для себя дисциплины.

Западные правила обучения в Иркутске давно действуют лишь в одном вузе. На сибирско-американском факультете ИГУ бакалавров выпускают уже больше 10 лет.

— Переход на двухуровневую систему образования позволит российским вузам разговаривать на одном языке со всем миром, — считает один из основателей САФ Владимир Саунин, директор Байкальского института бизнеса и международного менеджмента ИГУ. — В условиях глобализации это важный шаг: мы будем вынуждены владеть международными стандартами в образовании. Вуз должен давать студенту широкое образование и необходимый инструментарий, чтобы выпускник выходил на рынок труда конкурентоспособным.

Но российские студенты еще не скоро станут такими же мобильными, как выпускники, например, Гарварда. Американский студент один семестр может учиться в Европе, а другой — в Австралии. Нам еще далеко до такой мобильности. Наша главная проблема — недостаточное владение английским языком. Да и большинство российских вузов не известны за рубежом.

В Иркутске сибирско-американский факультет ИГУ стал первым вузом, который применил международные стандарты в образовании. Здесь, например, давно введена система рейтингов — как студентов, так и преподавателей. Они имеют возможность публично оценивать работу друг друга (и студенты ставят свои оценки преподавателям!) — для западного образования это незыблемое правило. Начинать работу САФ в консервативной ученой среде Иркутска было непросто.

— Многие преподаватели под маской консерватизма скрывают свою боязнь перед вызовами сегодняшнего дня, — убежден Владимир Никитович. — Нам нужно уметь стереть старую память и научится работать в условиях глобальной конкуренции. На Западе очень многое зависит от рейтинга вуза. Но, чтобы попасть в «500 лучших вузов мира», нужно очень постараться.

Саунин полагает, что разделение обучения на бакалавриат и магистратуру предоставляет студенту свободу выбора. Он считает справедливым, что в магистратуру смогут поступать лишь наиболее талантливые и способные студенты. Обучение не дается каждому одинаково хорошо.

— Многие люди оканчивают техникумы и живут счастливой жизнью: и с семьями, и с интересной работой, — продолжает Владимир Никитович. — Высшее образование сегодня прежде всего решает вопрос социализации молодого человека в глобальном мире. В этом отношении переход на двухуровневую систему образования поможет сделать это быстрее.

Грамотно и осторожно

Еще одно жесткое различие двух систем образования в оценке знаний — тестовая система экзаменов. Именно ее чаще всего критикуют сторонники советского стиля в образовании... В первую очередь за поверхностность проверки. Попытки вводить тесты в наших образовательных учреждениях также чаще всего терпят крах — можно вспомнить многочисленные скандалы вокруг ЕГЭ. Но здесь часто упускается важный момент: чтобы тест был эффективен, нужно, чтобы и вся подготовка к предмету была «заточена» под этот тест.

У нас же преподаватели читают лекции по одним источникам, студент готовится по другим, а тест чаще всего подготовлен и вовсе по третьим. В российских вузах на местах нет единого стандарта (или даже скорее традиции) в преподавании предметов. Хотя официальный стандарт, конечно, есть. Но как часто в иркутских вузах студент большую часть «часов» слушает истории из жизни преподавателя, готовится он традиционно в последнюю ночь, а сдает благодаря красивым глазкам или переписанному из Интернета реферату!..

Кстати, на Западе любые компиляции (когда чужая работа пересказывается своими словами) однозначно воспринимается как плагиат, за который из вуза могут даже исключить.

— Я за переход на двухуровневую систему образования, если он будет сделан обдуманно и поможет нашей стране интегрироваться в мировое сообщество, — говорит Андрей Шмаков, заместитель проректора ИрГТУ по учебной работе. — Такие преобразования нужно делать грамотно и осторожно. А не так, как это было в начале 90-х, когда попытались в вузах отменить пятый курс. Может быть, гуманитария можно воспитать за три года. Но технаря — ни за что! Студент должен получать образование с практическим опытом по своей профессии. А будет он называться бакалавром или магистром — это не так важно. Андрей Шмаков предполагает, что изменения в российском образовании, которые произойдут через год, в первую очередь связаны с международными обязательствами России.

— Если наш специалист действительно нужен на Западе, его возьмут и с советским дипломом, — убежден Андрей Константинович. — А если не нужен, то не возьмут, будь он хоть магистром, хоть бакалавром.

Очень многое через год будет зависеть именно от новых стандартов высшего образования, которые наверняка появятся после реформы. Но заместитель проректора ИрГТУ не согласен с тем, что новая система сделает высшее образование еще более недоступным, чем сегодня.

— Бюджетные места остаются в каждом вузе: кто хочет учиться, будет это делать изо всех сил, — говорит он. — А кто не хочет, не станет учиться, обучаясь и за деньги.

Каким будет высшее образование в России?

25 октября Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования

В сентябре 2003 года Россия вступила в состав государств — участников Болонского процесса

Дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, если Россия приведет свою систему высшего образования

в соответствие с европейскими стандартами, а именно:

к 2010 году должна быть реализована много-уровневая система высшего образования;

введена система зачетных единиц (credit system) вместо системы зачета часов;

единая форма приложения к диплому.

Первый уровень — бакалавриат

3—4 года обучения

Для перехода на следующий уровень необходимо сдать экзамены.

Квалифицированные рядовые сотрудники смогут занять должности в производственной или социально-экономической сфере, например быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и т. д.

Второй уровень — магистратура

2 года после бакалавриата (по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет).

Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности: инженер-атомщик, журналист-телевизионщик и т. д.

Получившие диплом специалиста или магистра будут обладать правом поступления в аспирантуру.

Новая система должна заработать с 1 сентября 2009 года.

Метки:
baikalpress_id:  8 761
Загрузка...