Елке место в лесу

Спор о том, живую или искусственную елку ставить на Новый год, не утихнет никогда

Эксперт «Пятницы» Виктор Николаевич Степаненко, заместитель директора Байкало-Ленского заповедника, считает, что елке лучше расти в тайге, а не стоять в квартире. И вот почему: по мнению Виктора Степаненко, у елки отрицательная энергетика, не говоря уж о том, что дерево это — символ новогодней Германии, навязанный нам Сталиным.

Елка — дерево немецкое

— У каждого народа, — говорит Виктор Степаненко, — есть свое священное дерево. У русских традиционно таким святым символом была береза. С языческих времен русичи обожествляли белую березу. Она действительно обладает мощной положительной энергией.

Из языческих обрядов это дерево плавно перешло в христианские: обычай украшать дома и храмы на Троицу зеленой березкой существует до сих пор. Оказывается, елка — это немецкое дерево.

В Германии с древнейших времен ветви ели были символом охотников, и различные обряды, связанные с охотой, непременно украшались ветками священного для германцев дерева. Когда появился обычай праздновать Новый год, немцы стали приносить из лесу елки и украшать их. В Россию этот обряд пришел с реформами Петра I.

Это он своим указом повелел ставить зеленую ель в жилищах, украшать ее и водить вокруг нее маскарады. Но обычай очень трудно шел к народу. Известно, что даже на рубеже XX века елку украшали лишь в богатых семьях да в семьях дворян. Крестьяне елку в доме не ставили, а тем более не украшали. Хотя на Троицу носили по деревням украшенную платками и лентами березу.

Закрепил этот обычай в России Иосиф Виссарионович. Он издал приказ, как когда-то Петр I, что елки должны быть поставлены во Дворцах пионеров в городах. А самой главной была Кремлевская елка. Так этот обычай был привит русскому народу — в приказном порядке.

У ели отрицательная энергетика

Елку не рекомендуется ставить в домах еще и потому, что у нее отрицательная энергетика. Ее очень не любил писатель Михаил Пришвин: он говорил, что ель — дерево плаксивое. Другие давным-давно стряхнули капли дождя, а елка все плачет, все жалуется. Вот эту ее способность «жаловаться» хорошо заметили шахтеры. Оказывается, все столбы, поддерживающие тоннели и шурфы, традиционно делаются из ели.

— Если дуб при давлении просто с треском сломается, то ель загодя начнет потрескивать и издавать звуки, а только потом сломается, — утверждает Виктор Степаненко. — У ели великолепные резонансные качества, поэтому из нее делают гитары, скрипки, фортепиано. Это звучное и красивое дерево.

— В Сибири очень популярными деревьями среди местного населения были сосна, кедр и лиственница, — рассказывает Виктор Степаненко. — А из ели домов не строили. Зато делали лыжи: из елки лыжи очень прочные, хорошо гнутся и не ломаются.

Как спасали елки

Был такой факт в биографии Виктора Николаевича, когда он пытался спасти елки, росшие под Иркутском. Было ему тогда всего семнадцать лет, и учился он на охотоведческом факультете ИСХИ.

— Мы первыми в 1973 году стали устраивать кордоны на въезде в Иркутск, — вспоминает Виктор Николаевич. — Наш экологический отряд стоял на Качугском тракте. Тогда елки везли все: на грузовиках везли, на «Москвичах», на «Волгах». И люди искренне удивлялись, когда мы их останавливали и выписывали штрафы, потому что в то время перед Новым годом на каждом углу устраивали рынки. Тогда дружины студентов-охотоведов конфисковывали только «лишние» елки, предназначенные для продажи. А елку «для себя» оставляли хозяину. Поэтому люди как-то смирились с тем, что деревья у них изымают, и поток елей из леса как-то заметно редел с каждым днем.

— В том, что сейчас елки не рубят в таких количествах, как это было в семидесятых, есть и наша заслуга, — рассказывает Виктор Николаевич. — У нас, на Батарейной, раньше бичи рубили елки и увозили на автобусах. Но потом большие автобусы не стали ходить, и этот вид бизнеса прекратил свое существование. Вообще-то я тоже не представляю себе Нового года без запаха мандарин и ели, но решаю эту проблему просто: приношу домой еловые веточки и украшаю их серебряным дождиком. И в доме наступает праздник.

Негативная ель

Русская пословица утверждает, что «в бору — молиться, в березняке — жениться, а в ельнике — удавиться». Кто бывал в еловом лесу (их много на Русском Севере), тот знает, насколько темно и неуютно в ельнике, где нет ни травы, ни цветов, вечный сумрак и тишина.

Плохая энергетика

Считается, что ель — дерево с ярко выраженной отрицательной энергетикой. У тех деревьев, чьи ветви растут вверх, энергетика положительная, а у ели, как известно, ветви направлены вниз. Отрицательной энергетикой обладает и осина, хотя ветки ее смотрят в небо, а не в землю, как у ели, поэтому русские крестьяне никогда не рубили дома из осины, хотя бани из нее ставили — «чтобы осина хвори выгоняла». А энергией подпитывались традиционно у берез, сосен и кедров.

Рождественская история

Эта удивительная история произошла с Виктором Степаненко в ночь на Рождество.

— Я тогда охотился на лося, — вспоминает Виктор Степаненко. — Подстрелил, пришлось долго идти по следу. Быстро смеркалось. Вскоре стало ясно, что до другого зимовья не дойти, надо будет ночевать в лесу.

Виктор Николаевич оказался на гари: на заснеженном склоне торчали обгорелые кедры и лиственницы. Он нашел поваленный сухой кедр и поджег корневище. Сухое дерево мигом занялось, и стало тепло.

— Кедр не то что ночь, два дня может гореть и тепло давать, самое подходящее дерево. Я быстро сделал себе лежанку: нарубил лапника, настелил жердей, чтобы не спать на голом снегу, шалаш одностенный поставил, ну все как полагается. Напился чаю и уснул.

И вдруг охотник увидел во сне, как из темноты к нему выходит на широких лыжах старик: борода белая, седая, широкой лопатой, в руке — посох.

— Ты че здесь делаешь? — сурово спросил чужака.

— Я тут ночую, — во сне ответил Виктор Николаевич.

— Тут нельзя ночевать! Кочуй отсюда! — приказал старик и ушел.

Охотник проснулся, костер горит хорошо, ровно, и подумал: «Ну надо же, приснится всякая ерунда!» Только разоспался, снова видит тот же самый сон. Старик опять подходит к охотнику и говорит:

— Кочуй отсюда!

— А куда я пойду? — спросил Виктор Николаевич.

— Куда хочешь иди, а здесь нельзя спать! — проговорил старик и ушел, как будто его и не было.

— Я решил «кочевать», раз всерьез говорят, — рассказывает Виктор Степаненко. — Когда подолгу в тайге живешь, поневоле делаешься суеверным.

Охотник на этот раз спал до света: когда стало светать, проснулся оттого, что пошел снег. Прямо с лежанки было видно то место, где он устроился на ночлег в первый раз. Захотел пойти проверить, не оставил ли он ночью чего-нибудь на старом месте. Подошел к бывшей лежанке и оторопел. Как раз поперек его бывшей «постели» лежал огромный кедр, который ночью ветром повалило.

— Если бы я ночевал на этом месте, шансов выжить у меня не было бы никаких, — рассказывает Виктор Николаевич. — Что это было, я до сих пор не знаю. Подсознание ли мое так сыграло или это в самом деле дух тайги ко мне приходил? Главное, что на Рождество я получил большой подарок — жизнь.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments