Священник онлайн

Пришло время, когда православные могут сказать: «Слава Богу и научно-техническому прогрессу!»

Может ли православная девушка выйти замуж за мусульманина? Что делать, если родители все время смотрят телесериалы, которые мешают молиться? Кто такие готы и какие опасности несет прослушивание панк-музыки? Не каждый человек рискнет задать эти вопросы священнику напрямую. Теперь у иркутских верующих пользователей ПК есть возможность пообщаться с православными батюшками через Интернет на сайте http://irkutsk.orthodoxy.ru/.

Троица с чайником

Наибольший интерес у посетителей на сайте Иркутской епархии вызывает раздел «Вопрос — ответ». Любой желающий может задать вопрос и получить квалифицированный ответ от священника. Вопросы задают самые разные: философские и житейские, забавные и провокационные. Короче, все грани современного российского отношения к вере.

Вот, к примеру, Виталий, судя по всему неофит (т. е. недавно обращенный в религию), спрашивает: «Как спасаться в наше время, когда так много атеистов, сектантов, пьющих и наркоманов? Не смотреть телевизор, не слушать радио? Как жить среди атеистов, которые даже не захотят тебя слушать?»

На этот вопрос отвечает протоиерей Александр Василенко: «Да просто жить и быть христианином. Кому дано — говори, кому дано делать — делай, кому дано терпеть — терпи». К телевидению, радио и компьютерам батюшка советует относиться как к источникам информации: «не увлекаясь, а извлекая из всего этого полезное, анализируя и делая выводы». И главное, «не унывать и других не запугать».

Екатерину из Иркутска волнуют более приземленные вещи, а именно: должна ли она объявить бойкот DVD-диску с фильмом «Андрей Рублев» Тарковского, на обложке которого изображен фрагмент рублевской «Троицы» вкупе с пакетом сока и чайником для заварки?

Протоиерей Вячеслав Пушкарев в своем ответе советует руководствоваться здравым смыслом: «Мы не отнимаем Троицкую лавру и прочие православные святыни у художников и ремесленников, делающих долгожизненные и красивые вещи, но мы не желаем, чтобы наши святыни служили делу приедания святыней и уничижению всего доброго и вечного. Именно в этом контексте и отнеситесь к вашему чайнику».

У иркутянки Натальи серьезная проблема: родители включают телевизор на полную громкость, и это отвлекает девушку от молитв. Родители к тому же любят поругаться, и это тоже мешает Наталье общаться с Богом. Она спрашивает: как быть, может, молиться по дороге на работу?

Священник Вячеслав Пушкарев советует Наталье набраться терпения. По его словам, возникшие в жизни трудности на самом деле только помогают укрепить веру. «Если тишины нет, то молитесь как позволяют обстоятельства (в том числе и в транспорте), и ваша молитва не останется без Небесного внимания. Только не бросайте молитву. Родители всегда остаются родителями».

Другую Наталью волнует, чем опасно для православного человека прослушивание панк- и рок-музыки. «Потерей молитвенного настроения», — кратко, но емко отвечает иерей Александр Абидуев.

Православный или католический?

Неординарный вопрос задал некий Владимир, судя по многочисленным ошибкам — ученик класса 5—6-го. Орфография в его послании с лихвой компенсируется латинскими словами и изречениями типа Amen и Memento Mori! Парня интересует отношение РПЦ к готам и их субкультуре. «Мне очень нравится христианская готика, — спрашивает Владимир, — грех ли это?»

Вячеслав Пушкарев в своем ответе непреклонен. По его мнению, готический стиль «имеет право на жизнь и аплодисменты». «Готика обогатила мировую культуру и художественно, и технологически. Только мы, пожалуй, без нее обойдемся. Нас романский стиль устраивает. Просто, скромно, молитвенно и со вкусом».

Из этой же серии вопрос православного иркутянина Виктора, которому подарили нательный католический крест, освященный в Ватикане. «Можно ли его носить, — сомневается Виктор, — или необходимо освятить в православном храме?» «На вас уже должен быть нательный крест, с которым вас крестили, — отвечает священник Александр Абидуев, — поэтому снимать этот крест и надевать другой не совсем логично. Тем более католический. Вы можете хранить подаренный вам крест как реликвию, на память о дорогом для вас человеке».

Священнику негоже заниматься рэкетом

Вопрос юриста Андрея способен заинтересовать не только священников, но и правоохранительные органы. Он спрашивает, существуют ли при епархии специальные батюшки-вышибалы для сбора долгов.

«Я работаю в очень крупной компании, — пишет Андрей, — занимающейся оптовой продажей продуктов питания. Естественно, есть много должников мелких и крупных. Судиться в арбитраже с десятками клиентов по суммам 3—8 тысяч очень хлопотно. Мой работодатель услышал от весьма влиятельных лиц, что есть у нас в городе иерей, ходящий по должникам и увещевающий их, что не платить — плохо и что если они отдадут деньги, то часть их пойдет на нужды церкви. Дайте мне, пожалуйста, ответ о наличии такого священника в епархии».

Снова ответ дает Вячеслав Пушкарев. По его словам, к счастью, такого священника в епархии нет. «Но если вы сможете найти этого «сердобольного» православного изобретателя, то нам бы очень хотелось узнать его имя, чтобы воздать ему должное, — пишет отец Вячеслав. — Не должно православным христианам заниматься духовным рэкетом, нужно уговорить заимодавцев уповать на честность должника и со смирением переносить момент обмана. В конечном счете ситуации бывают разные, и если кто-то не желает быть обманутым, то пусть и в долг не дает. А если даете в долг, то и не ждите, что вам его отдадут, а там уже на все святая воля Божия».

Мусульманин и православная — не пара

Наталья задала вопрос из разряда судьбоносных. «Я христианка, — пишет она, — мой жених — мусульманин. Мы решили пожениться. При этом никто от своей веры не собирается отказываться. Но наша церковь не венчает христианку с мусульманином».

Наталье отвечает иерей Александр Абидуев. И ответ этот суров и однозначен: такой брак невозможен. «Те трудности, с которыми вы столкнулись, — говорит отец Александр, — это только цветочки, далее наверняка будут проблемы более серьезные. И всего этого можно было бы избежать в единоверческом браке». Однако, перечислив доводы против брака с мусульманином, священник дает понять, что не все еще потеряно для Натальи. В качестве примера он приводит случай из практики: «Одна девушка из благочестивой православной семьи училась в Москве и часто ездила на метро. Там ее и повстречал один мусульманин. Они познакомились, он стал ухаживать, предлагал ей выйти за него замуж. Она поставила условие, что не может выйти замуж за иноверца. Он тогда принял крещение, они повенчались, в итоге живут в Иркутске, много детишек, все крещеные, он сам регулярно исповедуется и причащается. Вот это настоящая любовь!»

Спина отламывается от поклонов

Некий Иван спрашивает на сайте: «Какой смысл стоять службу три часа (спина отламывается)? Десятилетний сын сказал: «Больше в эту церковь не пойду». Почему мы обязаны страдать? Бог этого не требует, требуете вы, священники».

Иеромонах Игнатий отвечает на обвинение с юмором: «Мне очень жаль не только вашу спину, дорогой Иван, но еще более сожалею, что в храме вам приходится «стоять службу», а не молиться за богослужением.

Смысл церковного богослужения заключается не в выстаивании некоторого времени в храме, а в молитвенном общении с Богом. Постарайтесь вдуматься в смысл чтения и пения за богослужением, и вы увидите и глубину, и высоту, и широту христианства, поймете истинную красоту христианского богослужения. Если вы начнете молиться за богослужением, то перестанете воспринимать слова своего сына как некий непреложный критерий истины, потому что познаете истину как она есть».

Сайт делают верующие

Ольга Долбня — редактор сайта Иркутской епархии. Она рассказала, что сайт создан с благословления владыки и его руководителем является отец Максимилиан. Сейчас сайт переживает переезд на новую платформу (http://irkutsk.orthodoxy.ru/). Это повлекло за собой некоторые технические проблемы, поэтому рубрика «Вопрос — ответ» временно не работает.

— Мы очень переживаем по этому поводу, — сказала Ольга, — и надеемся, что в ближайшее время возобновим ее.

По словам Ольги, вопросов поступает очень много. Даже не хватает сил, чтобы ответить на все. Сначала рубрику вел отец Вячеслав, потом привлекли других священников. Рубрика рассчитана в первую очередь на тех, кто, возможно, еще ни разу не был в храме, то есть на невоцерковленных граждан. Многие из них смущаются напрямую задать вопрос священнику, боясь показаться некомпетентным, неграмотным. Но, возможно, это только первый шаг на пути к искренней вере.

— А какие вопросы задают чаще всего?

— Все что касается венчания и развода. Почему-то именно это больше всего волнует посетителей сайта. Еще спрашивают, как правильно ставить свечки, прочие ритуальные моменты. Встречаются вопросы очень серьезные, философские...

Ольга Долбня замечает, что цель общения в Интернете священников и мирян — «разбить лед непонимания». Люди, интересующиеся верой, посредством Интернета могут понять, что в храме их никто не обидит.

Православный сайт делают верующие. Программист сайта, к примеру, недавно уехал учиться в православный университет.

— Я сама верующая, — рассказала Ольга, — в начале года ездила на Рождественские чтения в Москву, была на секции «Православный Интернет». Я удивилась, увидев, что на лекции приходят люди в подрясниках, среди них было много монашествующих. То есть в православной среде очень многие понимают, насколько это важно, и занимаются этим серьезно. В России сегодня православные ресурсы очень востребованы. Насчитывается более 400 православных сайтов, некоторые из них по посещаемости выходят на первые места.

Цена вопроса

Создание интернет-сайта — дело затратное. Как выяснилось, православный сайт делается силами волонтеров. Все они верующие люди и не нуждаются в плате за этот свой труд.

Метки:
baikalpress_id:  28 538