Гнать по гололеду

Начинающим водителям прочитать обязательно!

Выпавший снег и воцарившийся на городских улицах гололед, как правило, развеивают уверенность начинающих автолюбителей в том, что они умеют водить машину. На самом деле все советы чайникам и рекомендации бывалых шумахеров проходят проверку на вшивость именно в эти первые зимние недели. И благодаря не очень расторопным дорожным службам, призванным незамедлительно после ночного снегопада очистить все и засыпать песком, но почему-то делающим это не всегда, к начинающим приходит самый первый и самый ценный опыт. Итак, сейчас мы понятным и русским языком проведем ликбез для начинающих водителей, а особенно водительниц, от чего зависит безопасность вождения вашего автомобиля, а также других участников дорожного движения.

АБС — против гололеда и лысой резины

Аббревиатура АБС расшифровывается как антиблокировочная система. Если в вашей машине есть АБС, то вы в любом случае это будете знать, потому что, гордо перечисляя все опции покупаемой вами машины, ее продавец об этом не умолчит.

Наличие АБС никто скрывать не будет, так как это несравненный шаг вперед в автомобилестроении, такой же, как коробка-автомат, изобретенная после «механики», как система кондиционирования белья в стиральной машине и как фильтрация водопроводной воды в системе водоснабжения. Опция дополнительная, у некоторых автомобилей она входит в обязательную комплектацию, у некоторых — нет, в любом случае, если у вашей машины есть АБС, знать вы об этом будете.

Теперь о том, что вам делать с этим знанием. Как следует из названия, АБС препятствует какой-то блокировке. Можно догадаться, что колес. Представить, что такое заблокированные колеса, можно, если вы хотя бы раз ехали на «встающей колом» машине по покрытой льдом горке. В лучшем случае вы просто скатились вниз, как детские санки, в худшем — врезались в столб или в другую машину. Потому что в этот момент, как вы успели почувствовать, машина становится совершенно неуправляемой.

Судорожные рывки рулем в разные стороны оставляют совершенно безнадежное впечатление, так как колеса в такие минуты по какой-то причине перестают быть связаны с вами этим самым рулем, а просто остаются в том положении, в каком их застиг гололед... В этот момент они как раз и становятся заблокированными. АБС призвана нарушить это несоответствие, и на любом ледовом покрытии умная система препятствует гололеду, и колеса медленно, но верно продолжают крутиться согласно вашему управлению машиной. А значит, у вас есть шанс увернуться от столба или от другого препятствия.

Новичок с небольшим опытом, впервые севший в машину с АБС, лишь в одном случае замечает, что в машине есть какая-то интересная функция... Если у автомобиля абсолютно лысая резина. Кстати, обычная японская и достаточно добротная шоссейка нашими автолюбителями может быть названа просто лысой. А если есть привычка погонять по гравийке за городом, то лысой как колено! Потому что наши дороги не снились ни японцам, ни немцам, ни другим ветеранам автомобилестроения. Но не будем обсуждать качество покрытия наших трасс, вернемся к АБС, а если точнее — то к колесам.

Резина по сезону

Если вы совершенно не позаботились о том, чтобы ваша резина соответствовала стилю вашей езды и вашим маршрутам. Таким образом, если вы, сев в машину с АБС, перестаете нормально тормозить, а при нажатии на педаль вдруг начинаете ощущать, что нога спотыкается о какие-то камушки, кочки и прочие препятствия, срочно в магазин, где торгуют резиной.

Внимание, новички! Ваше безопасное вождение зимой зависит только от резины. Причем нет смысла рассуждать, какое колесо по определению лучше — импортное или отечественное. За 1650 или за 4000 рублей. С дисками или без... Есть смысл сделать вашу машину наиболее устойчивой, послушной и безопасной настолько, насколько вы можете себе это позволить максимально! В любом специализированном магазине вам толково объяснят, какая резина вам предпочтительней.

По весу машины, по функциональности ваших поездок, по манере вашей езды и даже учитывая ваши желания сэкономить расход бензина. Запомните! Нельзя в Сибири ездить на летней резине зимой. Не рассчитывайте, что вы увернетесь. Шипы, определенная величина протектора, размер и назначение шин придуманы не зря и не дураками...

Есть резина снеговая, есть рассчитанная на гололед, есть резина, на которой можно преодолевать водные препятствия, лезть по грязи, проезжать слякоть. Все это — не просто способ развести вас на бабки и всучить что-то, что в итоге окажется обычными колесами. Производство шин — не менее уважаемая отрасль, чем производство продуктов питания, лекарств или самолетов. Слушайте профессионалов и поступайте разумно.

И несмотря на то что сколько раз твердили миру, что всесезонной резины не бывает, тем более в Сибири, до сих пор можно услышать небрежное — у меня всесезонка... По идее, у вас всегда должно быть два-три комплекта колес (один на машине, остальные в гараже). Когда вы покупаете машину и вас пытаются обаять с помощью халявного комплекта резины, не экономьте на этом. И вообще — не обращайте внимания на этот чисто рекламный трюк! Если вы купили себе машину, неужели вы не купите к ней колеса, подходящие именно вам?

Недавно знакомый рассказал про то, как его занесло на первом серьезном гололеде. Потом пришлось приходить в себя на обочине. Покурил, успокоился и дальше поехал. Первый вопрос мой как собеседника — а у тебя какая резина? В ответ — не знаю, с машиной взял, комплектом отдали.

В этом все русские люди — раз дают, надо брать и ставить на машину. Халява. Но это же не магнитола и не накидки на сиденье! Это то, что или спасет вам жизнь, или убьет! На весах — человеческие жизни, оцениваемые в стандартный набор купленных или некупленных автомобильных колес для зимней езды. Цена вопроса — от 7 до 20 тысяч.

Не гони, дурак! Притормаживай, дура...

И последнее, очень важное условие безопасности — скорость. Тем более зимой. Тем более для новичка. Что сразу же бросается в глаза русскому туристу в заграничной поездке по Европе? Правильно, медленная скорость их автолюбителей в городе. Вы подходите к дороге, а они уже остановились... Это рассказывают с той же частотой, с какой раньше рассказывали об обмороках наших домохозяек в их колбасных магазинах.

Все останавливаются, вы стоите на обочине и виновато машете рукой, мол, я просто так подошел, на асфальт посмотреть... Вам улыбаются во весь рот и ползут дальше. Вы думаете, они не любят быстрой езды, потому что они нерусские? Нет. На автобанах они носятся не дай Бог... Просто они знают, что с их количеством автомобилей (иногда по три-четыре на семью) с большой скоростью им в городе не выжить! Научены штрафами, камерами слежения, исками страховых компаний, полицейским контролем и общественным осуждением.

У нас уже тоже потихоньку стали понимать, что машин много, а ширина улиц осталась прежней. Стали друг друга пропускать, проявлять уважение, но что касается скорости — тут нам еще учиться и учиться. Медленней, господа, медленней. Все равно все соберемся у одного светофора. Главное, чтоб не на одном кладбище.

В Правилах дорожного движения сказано, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать движение транспортного средства для выполнения требований правил.

Согласно тем же правилам, в условиях гололеда скорость 20 км/ч может позволить себе водитель, у которого впереди идущая машина находится на расстоянии не менее 5 метров. 30 км/ч можно ехать, когда впереди есть автомобиль через 7,5 метра. А вот до 50 км/ч можно разогнаться, лишь если на протяжении больше чем 12 метров у вас нет ни одной машины.

 Где вы видели такие растянутые колонны в нашем городе? Но ведь в данном случае речь идет о дистанции. А есть еще выбегающие на проезжую часть дети (иногда выезжающие на санках). Крупные собаки, которые также могут стать причиной неконтролируемого поведения вашей машины после вашего испуга. Плохо видящие и глухие старики, другие потенциальные жертвы вашей скорости. Вы уверены, что успеете среагировать на скорости более 40 км в час на гололеде?

Что такое АБС

Эта опция существенно повышает активную безопасность автомобилей. При экстренном торможении АБС не позволяет колесам полностью блокироваться, тем самым сохраняется управляемость автомобиля на дорогах с любым покрытием, даже в гололед.

Система действует так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. Порой это происходит со скоростью 10 115 раз в секунду, педаль тормоза дрожит под ногой. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем.

По законам гололеда

При гололеде на асфальте и шипованной резине на обоих авто водитель должен держать дистанцию не менее:

l 20 км/ч — 5 м;

l 30 км/ч — 7,5 м;

l 40 км/ч — 10 м;

l 50 км/ч — 12,5 м;

l 60 км/ч — 15 м;

l 70 км/ч — 17,5 м.

Если же только передний автомобиль имеет «шиповку», то дистанцию следует увеличивать и держать ее не менее:

l 20 км/ч — 7,5 м;

l 30 км/ч — 13,5 м;

l 40 км/ч — 20 м;

l 50 км/ч — 30 м;

l 60 км/ч — 40 м;

l 70 км/ч — 50 м.

(Согласно Правилам

дорожного движения)

Метки:
baikalpress_id:  8 539