Не летаем по-новому

Обещанные авиапассажирам блага чаще всего остаются лишь на бумаге

Скоро исполнится месяц, как в России действуют новые правила авиаперевозок. По ним у пассажира появилось больше прав и возможностей. В случае задержки рейса авиаперевозчик должен предоставить пассажиру возможность позвонить, отправить электронную почту, накормить его и отвезти в гостиницу. Но, как выяснилось на деле, российский авиасервис остался таким же, как и был.

Спали на полу, а ели на свои

Иркутянка Татьяна Грехова 25 октября летела в Иркутск из московского аэропорта Домодедово. Из-за сильных туманов рейс № 778 Москва — Иркутск авиакомпании S7 Airlines отложили на 12 часов и перенесли в другой аэропорт, во Внуково. Рейс был запланирован на 21.15, вылететь же иркутянам удалось лишь утром.

— Никаких гостиниц, обедов или возможности позвонить мы не получили, — рассказывает Татьяна. — Мало того, первые два часа задержки мы сидели в зоне ожидания и даже не знали, что происходит. Нам никто не объяснил, почему задерживается рейс: многие пассажиры стали нервничать и предполагать, что наш самолет упал.

— Нам говорили: хотите узнать, что происходит, — идите назад, через таможню и зону досмотра, в представительство компании, но обратно вы уже не попадете, — рассказывает иркутянка Елена Саливанчук, которая также летела этим рейсом. — Всю информацию мы получали по громкоговорителю, поэтому были вынуждены никуда не отходить от места посадки на рейс. И в таком напряжении прошла вся ночь!

На этом самолете в Иркутск с конференции возвращалась большая делегация сотрудников Управления ВСЖД: солидные мужчины в хороших костюмах, как простые смертные, расстилали газетки на полу и ложились на них спать.

— Мы спали и на тележках для перевозки багажа, — продолжает Татьяна Грехова. — У меня на сотовом телефоне нет роуминга, потому я не могла предупредить семью и шестилетнего сына в Иркутске, что наш самолет задерживается. Хорошо, что один из пассажиров одолжил мне свой мобильник. В этой ситуации нам помогла лишь пассажирская солидарность: сами все узнавали и самостоятельно принимали решения.

Иркутяне отправились в кафе в аэропорту: особенно обидно им было видеть, как другие авиакомпании кормили там своих пассажиров. Нашим землякам покупать еду пришлось самостоятельно.

Вскоре стало известно, что самолеты будут взлетать из аэропорта Внуково. Но для пассажиров девяти перенесенных рейсов было выделено лишь два автобуса. В жуткой давке иркутян перевезли в другой аэропорт. Там пассажиры были вынуждены вновь питаться за свой счет в дорогом баре.

— В нашей стране авиасервис остался таким же, как и был: что в аэропортах, что в самолетах, — считает Елена Саливанчук. — Слава Богу, что хоть живые добрались домой.

Мы позвонили в Москву, чтобы выяснить, почему возникла такая ситуация.

— Компания S7 Airlines искренне сожалеет о трудностях, которые нарушили планы пассажиров, и приносит извинения за возможные неудобства, вызванные туманом, — сказал Игорь Волков, заместитель директора по общественным связям авиакомпании S7 Airlines. — В те дни все службы всех авиакомпаний работали в авральном режиме. Только в Домодедово пассажирам задержанных рейсов было предоставлено более пяти тысяч порций горячего питания и более десяти тысяч литров питьевой воды.

В гостиницы Москвы и Подмосковья было расселено более тысячи человек, в основном женщины и дети, а также пассажиры, следовавшие стыковочными рейсами, у которых произошел срыв стыковки. Из-за тумана и снегопада в те дни Москва была фактически закрыта. Но мы не отправили пассажиров за их счет во Внуково, а перевезли автобусами: иначе им бы пришлось ждать в Домодедово не меньше суток.

Игорь Волков считает новые законы авиаперевозок абсолютно справедливыми: в их компании в настоящее время проходит ревизия внутренних правил, чтобы они в полной мере соответствовали новым федеральным.

После реконструкции будет легче

В Иркутском аэропорту в конце прошлой недели прошло совещание, на котором представители авиакомпаний и сам аэропорт раз-граничили свои полномочия. По закону качество предоставляемых услуг теперь должно быть выше: стороны решили подсчитать, кто и за что будет отвечать и платить.

— Эти правила давно следовало принять, — считает Владимир Лысцов, директор иркутского представительства авиакомпании «ВладивостокАвиа». — По крайней мере, мы, как и другие авиакомпании, всегда их придерживались: предоставляли в случае задержек рейса и напитки, и обеды. Если пассажиру было необходимо позвонить, находили в аэропорту телефоны или давали свои мобильники. Хорошо, что эти правила теперь узаконены: благодаря этому в целом по стране авиасервис станет лучше.

По новым законам, теперь авиакомпании в Иркутском аэропорту обязаны предоставлять пассажирам или свои служебные сотовые телефоны, или выдавать карточки для таксофонов, которые стоят в здании порта.

В случае задержки багажное отделение будет бесплатно принимать вещи пассажиров, а если их будет слишком много, в аэропорту готовят новые помещения для такого багажа. Питаться пассажиры станут в новом зале Е: авиакомпании будут покупать для них пищу у службы авиационного сервиса ФГУП «Аэропорт Иркутск».

Селить задержанных пассажиров будут в гостинице «Воздушная гавань», которая находится в самом аэропорту. Если мест в ней не станет хватать, то авиакомпании отвезут своих пассажиров в другие иркутские отели, с которыми сейчас ведутся переговоры.

Сотрудники ФГУП «Аэропорт Иркутск» говорят, что устраивать быт пассажиров с задержанных рейсов станет намного легче, когда будет открыт вокзал внутренних авиалиний. Из-за нехватки средств его реконструкция все не может закончиться: на прошлой неделе финансовую помощь даже пообещали представители московского аэропорта Шереметьево. В обновленном здании откроются представительства всех авиакомпаний, в которых будут и свои телефоны, и доступ в Интернет, и залы для приема пищи.

Штрафы дороже билетов

Новые правила авиаперевозок оговаривают и процесс покупки и обмена билетов. Раньше, если пассажир билет терял, его нельзя было восстановить или вернуть деньги. По новому же закону, перевозчик будет обязан полностью вернуть деньги или выписать новый билет.

Мало того, сами авиакомпании обещают, что эти приятные для пассажиров нововведения никак не отразятся на стоимости билетов. Правда, некоторые компании ввели штрафы (которыми покрывают новые расходы). Например, в Аэрофлоте без проблем можно возвращать билет не менее чем за сутки до вылета. А если отказываешься от полета позднее этого срока — взыскивается 25% от тарифа. При опоздании на рейс стоимость билета уже не возвращают.

— Некоторые авиакомпании ввели штрафы за возврат билетов, продающихся по минимальным тарифам, — говорит Дмитрий Казанцев, сотрудник авиакассы «Авиаль». — Но ведь эти штрафы превышают стоимость самого билета! Пассажирам выгоднее совсем не возвращать такой билет. Или все-таки лететь...

Метки:
baikalpress_id:  28 474