Рай для потребителей

На этой неделе стало известно, что 11 декабря вступят в силу поправки к Закону о защите прав потребителей. Некоторые пункты обновленного закона облегчат жизнь покупателям, а один из них на руку даже продавцам.

Подробнее о предстоящих изменениях нам рассказал начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска Виктор Низовцев.

Теперь нас не обманешь!

— Изменения в новом законе касаются не только покупателя и продавца, но и тех, кто занимается гарантийным ремонтом товара. Есть очень много примеров, когда покупатель отдавал в гарантийный ремонт, например, сотовый телефон и в договоре просто не обращал внимания на максимальный срок ремонта — 90 дней. Этот срок был очень хитро запрятан, пропечатан очень мелким шрифтом.

К нам приходили люди и жаловались, что им обещали отремонтировать аппаратуру быстро, а затянули ремонт на несколько месяцев. Мы же им указывали на эти 90 дней, обозначенных в договоре. Но и три месяца не предел. Я помню много случаев, когда ремонт затягивался больше чем на год. И все из-за того, что предельный срок не был определен законом. Поэтому каждый сервисный центр устанавливал свои сроки. Есть в Иркутске центр, вообще никогда не ставящий на своих квитанциях срок, в который обязуется отремонтировать тот или иной товар.

На подобные фирмы было очень трудно найти управу. Причем жаловались на них не только потребители, но и продавцы, которые были вынуждены возвращать деньги покупателям, а потом пытаться вытребовать убытки с сервисных центров. Теперь неполадки должны быть устранены максимум за 45 дней. А указанные в договоре более длительные сроки попросту недействительны.

В случае задержки потребитель имеет право требовать выплату неустойки в один процент от стоимости товара ежедневно, либо он имеет право отказаться от ремонтируемой вещи, обменять ее на новую или требовать выплатить ее стоимость.

— Наконец-то разъяснилась ситуация и с экспертизой товара, который покупатель счел бракованным.

— Раньше сроки проведения экспертизы законом не были определены. По новым же правилам, экспертиза товара должна быть произведена в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя, т. е. в течение 10 дней, если предъявлено требование о возврате денег, и 20 дней в случае требования о замене.

— А будет что-нибудь в новых поправках о просрочке в доставке товара покупателю?

— Есть и такое нововведение. До последнего времени законного определения суммы неустойки не было, продавец оплачивал только пользование деньгами (в размере ставки рефинансирования), которые ему передал покупатель, так и не получивший приобретенный товар в срок. Как правило, эта плата была очень несущественной. Скажем, человек, купивший по предоплате шкаф за 20 000 рублей, за месяц просрочки получал только 164 рубля неустойки. А сейчас в законе четко прописано, что за каждый день просрочки покупатель должен получить неустойку 0,5 процента от суммы предоплаты в день. Таким образом, за тот же не привезенный в течение месяца шкаф покупателю положено уже 3000 рублей. Разница очевидна.

— Может быть, обновленный закон убережет потребителя и от кабальных кредитов, которые банки изначально преподносят как очень выгодные? — По новым правилам потребителю обязаны сразу дать информацию о размере кредита, назвать полную сумму к выплате и график погашения. Раньше нередко озвучивалась только процентная ставка, которая зачастую не имела под собой реальной основы.

Метки:
baikalpress_id:  25 706