Игры с огнем

Работы иркутских кузнецов достигают в цене 350 000 рублей

Розы, подсолнухи, стрекозы, птицы... Нет, это не ботанический сад или дачный участок, это выставка художественной ковки, проходящая в галерее «Дом художника». Все экспонаты — результаты работы художников, архитекторов, кузнецов с металлом. Они объединены названием «Поющий металл». В экспозиции выставлены лучшие работы 16 мастеров.

— Подобная выставка проходит в Иркутске впервые, — рассказывает директор галереи современного искусства «Дом художника» Надежда Куклина. — Она представляет авторские работы членов Иркутского регионального отделения Союза кузнецов России, созданного всего год назад. Ремесло кузнеца — одно из самых древних. Оно всегда считалось почетным, прибыльным.

Выставка доказала, что кузнечное мастерство не осталось в прошлом. И в XXI веке такие мастера в особом почете. Хотя повсеместно на смену кованому металлу приходят сварные конструкции, настоящим ценителям они не заменят кованых произведений искусства. Ведь каждая такая работа выполняется вручную и несет в себе заряд энергии, тепло рук мастеров, да и живет настоящая ковка не одну сотню лет.

На выставке представлены подсвечники, статуэтки, декоративные панно. Но есть и вполне функциональные предметы, такие как вешалки, каминные решетки или стукало на ворота под названием «Му» в виде бычьей морды. Сейчас такие изделия активно используют дизайнеры при оформлении приусадебных участков, офисов, квартир.

Кованые оконные решетки, козырьки, ограждения, перила — все это оригинально и стильно. Современный кузнец должен быть еще и художником. Это идеальное сочетание. Но встречается оно редко. Чаще кованые произведения являются детищем совместной работы двух людей — художника по металлу и кузнеца. Ангарчанин Виктор Сливка — как раз художник и кузнец. Он окончил Уральское училище прикладного искусства.

Художественной ковкой занимается с 1994 года. А до этого работал оформителем, мастерил витражи, резал по дереву. Виктор — участник многих фестивалей кузнечного искусства России. Сейчас свое мастерство он передает сыновьям — кузнецам Антону и Павлу. Работа Виктора «Подсолнухи», по предварительному подсчету голосов зрительских симпатий, является самой популярной. Идею этих цветов в человеческий рост автор подглядел у знаменитого питерского кузнеца.

Великолепным примером семейного увлечения художественной ковкой являются Валерий и Вера Кондратьевы и их дочь Александра Черняк. Валерий — председатель Иркутского регионального отделения Союза кузнецов России, академик Кузнечной академии имени Зимина, автор многих украшений города, например дракона на улице Сухэ-Батора.

Вера — художник, но она еще и сама работает в кузнице, что среди женщин — художников по металлу является исключительным. Она режет свои произведения из цельных листов металла. «Моление», «Камлание», «Переселение», «Медитация» — эта серия ее работ по бурятским мотивам также получила немало восторженных оценок от посетителей экспозиции. И Виктор, и Вера — участники художественных выставок в России и за рубежом.

Работы Веры находятся в частных коллекциях России, Германии. — Идея выставки художественной ковки возникла у меня еще пять лет назад, — вспоминает Надежда Куклина. — Хотела сделать выставку работ всего двух человек — Виктора и Веры Кондратьевых. Я просто не предполагала, что у нас такое огромное количество художников и кузнецов.

К тому же оказалось, что существует и целый союз. У молодого творческого союза уже есть большие планы: открыть в Иркутском художественном училище специальность «Обработка металла» (ближайшее такое отделение находится на Урале), поставить кузницу в музее «Тальцы», где любой желающий сможет наблюдать за работой кузнеца.

Цена вопроса

Все экспонаты выставки продаются. Цены на подсвечники, например, от 3 до 20 тысяч рублей. Самое дорогое изделие — «Подсолнухи». Цена этой композиции — 350 тысяч рублей.

Метки:
baikalpress_id:  8 364