Красиво одетый

Всемирно известный маэстро моды предстал перед иркутянами в бусах и индийской шали

Историк моды, дизайнер, автор многочисленных книг и телевизионных программ, а также постоянный персонаж разделов светской хроники в глянцевых журналах Александр Васильев относится к тем публичным персонам, которые либо вызывают восхищение, либо раздражение.

Одни восхищаются его энциклопедическими познаниями в области моды. Другие считают его чересчур манерным и претенциозным. Их раздражают его напыщенная речь и вычурные костюмы... Но бывает и так: сначала раздражение, которое потом естественным образом перетекает в восхищение. С такими противоречивыми чувствами обозреватель «Пятницы» отправилась на лекции маэстро, которые 27 и 28 октября прошли в торговом центре «Галерея Планетарий».

Появление маэстро Васильева было встречено бурными аплодисментами. Он спустился по лестнице, словно с небес, в сопровождении Яны Павлидис, ведущей телекомпании АИСТ, которая организовала приезд знаменитого историка моды в Иркутск. Он осмотрелся, улыбнулся и схватился за голову, пояснив, что потрясен красотой и элегантностью иркутянок.

Иркутянки, в свою очередь, принялись жадно рассматривать, как же одет сам маэстро. В первый день Васильев предстал в сером пиджаке из бархатистой ткани, рубашке со стоячим воротничком, как носили во времена Онегина. Ансамбль завершал шелковый шарф изумительной красоты.

На второй день пиджак был еще более потрясающим, из какой-то немыслимой ткани с вкраплениями пуха. Шея была повязана шелковым платком. Роскошь! Шик! И это при том, что внешность Васильева отнюдь не модельная. Невысокий, полноватый, круглолицый... Однако даже при этом он все равно выглядел как аристократ с картины художника XVIII—XIX века.

Первая лекция была целиком посвящена Кристиану Диору. Судьбу великого кутюрье он представил как трагедию одиночества, жажды любви и бесконечного поиска идеала женщины, который для Диора воплощала его рано умершая мать. Вторая лекция называлась «Секс и мода».

Историю развития моды с древности до наших дней Васильев проанализировал в контексте изменения отношения общества к сексу. По его словам, стремление женщин и мужчин выделить свою сексуальность прежде всего обусловлено социальными факторами. К примеру, войны всегда порождали асексуальный стиль. Женщины стремились спрятать свои прелести, стремились быть похожими на бесполых существ (теперь это называется унисексом).

После войн обычно наступали периоды расцвета сексуальности. И это понятно — мужчин становилось мало. Поэтому, чтобы их привлечь, женщинам приходилось прибегать к агрессивной сексуальности: носить одежду, подчеркивающую грудь, бедра, талию. Это происходило всегда. И всегда существовал баланс мужского и женского.

Однако в XXI веке, по словам Васильева, этот баланс нарушился. Развитие технологий привело к тому, что у человека стало все меньше времени для интимной жизни. Все вынуждены много работать и мало заниматься личной жизнью. Появился даже секс по Интернету. Люди оказались все больше разобщены. На этом этапе возникло движение метросексуалов. Мужчины стали ухоженными, стали пользоваться косметикой.

Появился культ тела. Это явление Александр Васильев проиллюстрировал слайдом с изображением изрядно накрашенного и полуобнаженного Сергея Зверева (известный стилист). В процессе стирания половых различий Васильев обвинил современную медицину. «Сегодня запросто из мужчины можно сделать женщину, и наоборот, — воскликнул маэстро повернувшись к изображению Зверева на экране, — посмотрите на губы этого известного певца». Зрительницы из зала решили поправить лектора.

— Он не певец! Он парикмахер, наш земляк из Култука! — кричали дамы.

— Как это он не певец?! — нарочито изумился маэстро — Из Куртука? Какая прелесть!

Финал лекции о сексе и моде Александр Васильев оставил открытым. Однако горькая интонация его голоса не оставляла сомнений, что лично он воспринимает процесс стирания половых различий трагически. Во время лекций Александр Васильев непринужденно общался с аудиторией.

Всех дам, независимо от того, были они одеты хорошо или не очень, он называл ласковыми словами «душка», «моя красавица». Никакого высокомерия и пренебрежения. После каждой лекции маэстро доброжелательно отвечал на вопросы. Кто-то задал вопрос, какие бренды он сам предпочитает носить. Васильев ответил, что ему нравится «Эрмес».

Однако, как оказалось, сам он довольствуется малым и деньги предпочитает тратить не на новые костюмы для себя, а на пополнение собственной коллекции одежды и аксессуаров. «Лучше я куплю коллекционное платье, сшитое в 1903 году, а не пиджак». Кстати, коллекцию он считает главным делом своей жизни. Собирать ее он начал с 16 лет.

Сегодня в его собрании одежды и аксессуаров XVII—ХХ веков — более 10 000 экземпляров. Васильев рассказал, что в ее пополнении ему активно помогают щедрые дарительницы из числа знаменитых актрис. Свои платья ему отдали Наталья Фатеева, Майя Плисецкая (в том числе и знаменитые модели Пьера Кардена), Клара Лучко, Людмила Гурченко, Лидия Смирнова...

На вопрос о том, какое впечатление произвел на маэстро Иркутск, Васильев ответил: «Очень красивый город, со своим лицом». Это было очень приятно слышать от такого насмотренного в плане архитектуры человека. Он отметил, что наш город очень симпатичный, в отличие, например, от Новосибирска, в котором сохранились только советиана и сталинский ампир...

Советы по стилю от Васильева

Рассказывая о великих кутюрье прошлого, мэтр виртуозно вплетал практические советы. Некоторые из них, возможно, пригодятся нашим читательницам.

 «Не расширяйте гамму, а, наоборот, сужайте ее — и вы всегда будете выглядеть элегантно».

 «Не носите то, что модно, носите то, что вам идет».

 «Женщина должна иметь только один секрет, одну тайну в одежде. Если это пуговицы, то бант уже не нужен. Когда вы смотрите на себя в зеркало, всегда думайте о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Нужно быть проще, а не сложнее».

«Лучше меньше, да лучше».

«Женщина всегда должна ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину».

«Широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие».

 «У каждой женщины должно быть хотя бы одно черное платье, если его у вас нет, значит, нам не о чем с вами разговаривать».

«Выбирайте только матовые ткани. Блестящая ткань толстит и старит».

«Носите жемчуг, он никогда не выходит из моды».

«Дамы, не худейте! Вы красавицы, просто родились не в то время».

«Самые красивые волосы — седые, потому что они скрывают возраст».

«Красота — слишком шаткий капитал, ставьте на стиль, а не на красоту».

Артист, да и только

Трудно анализировать васильевские лекции с точки зрения фактов. Возможно, некоторые сочтут их недостаточно глубокими, или недостаточно объективными, или слишком авторскими. Главное в его лекциях — не сами факты, а форма изложения. Не что, а как.

Как сделано, как упаковано: Васильев практически выстраивает моноспектакли, по стилистике напоминающие телевизионные проекты Эдварда Радзинского, в центре которых — отношение автора к персонажу, драматургия, интонация, эмоция и, безусловно, артистизм. В этом контексте его лекции можно считать субъективными, но, несомненно, талантливыми интерпретациями. Невозможно не заслушаться историей, которая блестяще скомпонована и блестяще исполнена.

Загрузка...