«Зоопарк самолетов»

Так глава Объединенной авиастроительной корпорации назвал самолеты Миг, Су, Ту, Ил

На прошлой неделе перед студентами сибирско-американского факультета ИГУ выступил президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. По своему признанию, иркутский авиастроитель сегодня достиг карьерной вершины и никакой другой работы для себя больше не представляет. Алексей Федоров возглавляет мощнейшую корпорацию, в которую входят и «Иркут», и «Сухой», и Миг.

— Я стал авиастроителем волею случая, — рассказывает Алексей Иннокентьевич. — В приемной комиссии авиастроительного факультета Иркутского политехнического института висела очень яркая картинка с красивым самолетом. Как только я его увидел, то сразу решил, куда поступать. После политеха Алексей Федоров 25 лет проработал на Иркутском авиазаводе: прошел путь от сотрудника конструкторского бюро до генерального директора. В конце 80-х учился по программе MBA в США.

— Конечно, мое обучение на менеджера даже не сравнить с вашим. Нас знакомили лишь с азами менеджмента, — сказал студентам Алексей Иннокентьевич. — У американцев более глубокая история предпринимательства, однако у наших менеджеров лучше развита мотивация, а значит, они сильнее и эффективнее. Самое главное качество менеджера — наличие внутреннего драйва. Нужно назначить себе цель и жестко ее преследовать — до самого конца. Я недавно посмотрел фильм «Бой с тенью — 2» — там как раз говорится о том же.

Алексей Федоров рассказал, что отечественная авиация после распада СССР оказалась не готовой к вступлению в мировой глобальный рынок. В середине 80-х в СССР делали 25 процентов всех самолетов, выпускаемых в мире, и 50 процентов боевых. А в 90-х годах объем выпуска гражданских самолетов упал до уровня менее 1%. Еще больше проблем было в конструкторских бюро. К тому же в России их осталось шесть, а одно — КБ Антонова — оказалось в заграничной Украине.

— Для авиации ситуация была предсмертная, — вспоминает Алексей Иннокентьевич. — Остаться на глобальном рынке без серьезных преобразований было нельзя. Тогда была допущена серьезная ошибка: мы думали, что конкуренцию можно создать и на внутреннем рынке, а это для авиации неверно. Именно тогда появилась идея создать крупную единую госкорпорацию, которую я сегодня как раз возглавляю.

Федоров говорит, что в то время прекрасно понимал российские авиакомпании, которые выбирали для своих рейсов американский «Боинг» (пусть даже и старый), а не советский Ту.

— В туалет нашего самолета стыдно зайти, — говорит Алексей Федоров. — Кресла в салоне убогие, из всех щелей дует...

Это не чета последним проектам Объединенной авиастроительной корпорации, таким как SuperJet — новый самолет, недавно представленный в Комсомольске-на-Амуре.

— В проекте SuperJet уже хотят участвовать и итальянцы, — продолжает Алексей Иннокентьевич. — Я уверен, что все советские бренды — Миг, Су, Ту, Ил — со временем исчезнут. Из всего этого колхоза, или даже зоопарка, останутся лишь марки самолетов наподобие F-16.

Объединенная авиастроительная корпорация готовится к совместным проектам с компанией Airbus. Мало того, Алексей Федоров готов принять в состав своей корпорации Ташкентский авиазавод, где ежегодно делают 60 огромных транспортных самолетов Ил-76.

— Нацелены мы и на то, чтобы украинский авиапром, который делает транспортные самолеты Ан, вошел в нашу структуру, — говорит Федоров. — Есть у нас интерес и к индийской авиационной промышленности. Наш земляк хочет сделать из госкорпорации (в которой, правда, есть и 10% частного капитала) «открытую, публичную и мобильную компанию» — готовую не только к слияниям и поглощениям, но и к размещению своих акций на фондовых биржах Европы. Говорят, что по примеру авиастроителей такой же частно-государственный холдинг уже хотят сделать и российские судостроители. Тепло и с гордостью отозвался Федоров и о НПО «Иркут», которое, по его словам, находится на острие российского авиастроительства: в прошлом году «Иркут» заработал 1 миллиард 300 миллионов долларов.

Интересно гость ИГУ рассуждал и о современной России.

— Элита в нашей стране сегодня разношерстная и разновозрастная, — отвечает Алексей Федоров на вопросы студентов. — Кого-то интересуют деньги, но многих людей гораздо больше заводит власть: возможность руководить судьбами множества людей.

Сам Федоров руководит компанией, в которой работает 100 тысяч человек. И он не представляет для себя другой работы.

— К этому месту я шел всю свою жизнь, — говорил Алексей Иннокентьевич. — Тяжкий труд чиновника любого ранга мне неинтересен.

Касаясь политики, бывший секретарь Иркутского регионального отделения «Единой России» Алексей Федоров сказал, что сожалеет о том, что у его центристской партии нет серьезных оппонентов с левого и правого флангов. — Наша партия вынуждена быть трехглавой, а это не очень хорошо, — заявил главный авиастроитель России.

Как это ни странно, но подобные встречи со студентами часто приносят больше удовольствия самим выступающим, чем слушающим. По крайней мере, гости вузов практически всегда выступают в прекрасном настроении и стараются ответить на все вопросы — даже самые неожиданные. Наверное, это происходит потому, что выступать перед молодежью особенно приятно — видя их горящий взор, и сам чувствуешь, что чего-то достиг в жизни. Студентам ИГУ Федоров понравился — спокойный, уверенный менеджер государственного масштаба. Да и к аудитории он обратился по-свойски — «земляки».

А в это время

Когда Алексей Федоров выступал перед студентами, в сквере Кирова проходил митинг акционеров Иркутского авиазавода, которые считают, что Федоров их обманул. Они утверждают, что авиазавод был акционирован нечестно и свое состояние и положение руководство завода получило обманным путем.

Как уже рассказывал еженедельник «Пятница», простых заводчан в 90-е годы вынудили отдать свои акции в ЗАО «Аэроком» (чтобы они остались у одного собственника и завод был бы сохранен). Но сегодня акционерам при переводе тех же самых акций в НПО «Иркут» необходимо заплатить стотысячные налоги. Заводчане считают себя обманутыми дважды. Митинг продолжался три часа, но ни к чему не привел — как и многочисленные обращения акционеров в суды и прокуратуру.

Кто такой Алексей Федоров

Алексей Федоров родился в 1952 году в Улан-Удэ. В 1974 году окончил Иркутский политехнический институт, в 1993-м — бизнес-школу Университета штата Оклахома (США). В 1974—1989 гг. работал инженером-конструктором в Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО), в 1989—1993 гг. — главный инженер ИАПО, в 1993—1997 гг. — гендиректор ИАПО, в 1997—1998 гг. — гендиректор АВПК «Сухой», с 1998 года — гендиректор ОАО ИАПО (с 2003 года — ОАО «НПК «Иркут»). В 2006 году возглавил Объединенную авиастроительную корпорацию.

Суперсамолет из России

«Сухой Superjet» — совместный проект компаний АХК «Сухой», ОКБ им. Яковлева, авиакомплекса им. Ильюшина и «Боинга» по разработке и производству регионального самолета RRJ. Ряд ноу-хау, сертификацию самолета за рубежом и поддержку в продвижении самолета на мировом рынке обеспечивает компания Boeing.

Авионику для самолета будет делать французская компания Thales, системы управления — Liebherr, двигатель — PowerJet. Сборка будет осуществляться на авиазаводе в городе Комсомольске-на-Амуре (ожидается, что также сборка будет производиться на одном из заводов в европейской части России).

Стоимость разработки RRJ (без учета создания двигателя) составляет около 700 млн долларов. Семейство самолетов RRJ будет представлено шестью моделями: Superjet 60, Superjet 75 и Superjet 95, вместимостью 60, 75 и 95 мест соответственно, с обычной и увеличенной дальностью полета. Первый полет намечен на осень 2007-го, начало коммерческой эксплуатации — на 2009 год.

По мнению специалистов, это единственный конкурентоспособный российский лайнер, так как только в рамках этого проекта сертификация самолета, обслуживания и всех поставок комплектующих будет проведена по международным стандартам (что является необходимым условием для экспортных поставок). Основные конкуренты RRJ — самолеты компаний Embraer, серий E-170, E-195, и Bombardier, а также украинский Ан-148.

Становится традицией

Это вторая встреча студентов ИГУ с сильными мира сего. Летом на САФе выступал российский олигарх Виктор Вексельберг — ему также очень понравилась встреча с иркутской молодежью. «Пятница» писала, что Виктор Феликсович рассказал о своей жизни много интересного и даже эксклюзивного. Следующую открытую лекцию в ИГУ проведет Андрей Буренин — наш земляк, бывший вице-губернатор Иркутской области, ныне депу

Метки:
baikalpress_id:  26 639
Загрузка...