Останется ли Октябрь великим?

На этой неделе исполняется 90 лет Октябрьской революции 1917 года. Когда-то 7 Ноября был настоящим праздником. Все население страны выходило на торжественные митинги с шарами, флагами и транспарантами. Теперь праздник революции упразднен, а в школьных учебниках появились новые трактовки событий 1917 года.

Революция ушла из школы

О том, как нынешним школьникам рассказывают о революции 1917 года, мы поговорили с Татьяной Дыкусовой, учителем истории гимназии № 25, доцентом, кандидатом педагогических наук.

— Многие, наверное, уже и не вспоминают, что случилось в 1917 году. Напомним, что в ночь с 25 на 26 октября произошли штурм Зимнего дворца, ликвидация временного правительства и захват власти большевиками. В современных учебниках прописано, что была установлена диктатура в форме советов. Конечно, в учебниках истории советского периода существовала однозначная позиция — это событие называлось Великой Октябрьской социалистической революцией. Никаких альтернатив в оценке никогда не допускалось.

 — Сегодня историю переписывают чуть ли не каждый год. Как переоценивается Октябрьская революция?

— Сейчас, когда в истории допускается альтернативность, очень многие исторические факты оцениваются по-разному, в том числе и данное событие. Например, в учебнике Волобуева, по которому занимаются дети в 25-й гимназии, дается две полярные точки зрения на данный исторический факт. По каждой точке зрения приводится аргументация, и школьник сам вправе выбрать для себя верный вариант.

— Сколько времени сегодня в школьной программе занимает изучение Октябрьской революции?

— Один урок в 11-м классе. Если смотреть по страницам учебника, то этой теме отведено 5—6 страниц с рассмотрением минимум двух точек зрения. Но в заданиях ЕГЭ есть вопросы на эту тему, и довольно сложные.

— А как было, когда вы учились в школе?

— Мы эту тему изучали очень подробно: отдельно рассматривались декреты советской власти, отдельным параграфом — Брестский мир, и все очень дотошно.

— Взгляды школьников советского периода отличаются от взглядов на историю современных детей?

— Нынешние дети — деполитизированное поколение. Когда люди моего возраста учились в школе, общество было очень сильно политизировано. Мы не сомневались в том, что наша система лучшая в мире. Нас так воспитывали. А потом, когда рухнул советский режим, мы стали узнавать и о других взглядах, стали задумываться и переосмыслять.

— Как вы думаете, остались ли еще учителя, которые до сих пор придерживаются таких воззрений?

— Думаю, есть, но их все меньше и меньше. Во всяком случае, каковы бы ни были взгляды учителя, он не имеет права навязывать их детям. По себе скажу, что во мне легко произошла переоценка, но многим, безусловно, было тяжело.

— Может ли произойти очередное переосмысление этого события?

— Может быть, потому что историю пишут победители. И я не вижу историю вне политики и вне идеологии. Поэтому если мы вернемся к диктатуре, если государство снова будет жестко контролировать все и вся, то возможно все. Но это будет шаг назад.

Загрузка...