Правильные песни

Звезды шансона пели в Иркутске о пацанах и для пацанов

Концерты исполнителей русского шансона в Иркутске сопровождают неизменные аншлаги. Так было и в прошлую субботу во время выступления звезд шансона Жеки, Виктора Петлюры и Александра Дюмина, прошедшего в концерт-холле клуба «Дикая лошадь».

Надо сказать, что ярко выраженных поклонников (отличительными признаками которых являются кожаные куртки, треники и кепки на макушке) не было. Видимо, сказалось место проведения концерта. В основном это были солидные интеллигентные люди в возрасте от 30 до 40 в модной, стильной одежде. О пристрастии к шансону можно было судить по едва уловимым деталям: по золотым зубам, массивным печаткам, цепям и, разумеется, «правильным» стрижкам.

Первым на сцену вышел Виктор Петлюра. Его наряд состоял из темного пиджака и джинсов. Законченность образу придавала кепка-шестиклинка, столь популярная в среде «пацанов». В песнях Петлюры отчетливо сквозила лирическая составляющая. Особенно ярко это было выражено в песне «Седой» о трагической судьбе заключенного. В душу запали строки: «Всюду на зоне звучал его голос чудесный». Остальные песни тоже рассказывали о тяготах неволи.

Тем временем на танцполе отплясывали гламурного вида девушки в обтягивающих джинсах. Особенно выделялась резвая блондинка, которая все норовила подержать кумира за руку и покричать в микрофон. Чуть позже к девушкам присоединился колоритный коренастый мужчина лет 45 с золотыми зубами. Возможно, танцевал он не очень изящно, зато искренне. Лицо его буквально светилось от блаженства. Картину завершала группа мужчин в мастерках. Они просто стояли на танцполе, видимо, танцевать им не позволяли жизненные устои. Надо заметить, что, несмотря на то что в «Дикой лошади» действует дресс-контроль и не так-то просто пройти в зал в трениках или кепке, все же нашлось несколько истинных любителей шансона, которые все-таки умудрились пронести кепки в зал. Когда шоу достигло пика, они торжественно водрузили их на головы. Видимо, для «правильных пацанов» появляться на людях без кепки — просто верх неприличия. Тем более если это концерт любимых исполнителей...

Следующим номером программы стало выступление Жеки. Его сценический образ был продуман до мелочей, начиная с изумительного полосатого костюма, который переливался всеми цветами радуги в свете прожекторов, и заканчивая огромной кепкой, надвинутой на глаза. Если Петлюру можно отнести к лирическому направлению шансона, то Жеку — больше к танцевальному. Первыми его словами на сцене стали: «Ну что, попоем-попьем?» Жека темпераментно носился по сцене, отплясывая какой-то симбиоз фламенко и чардаша. Каждую новую песню он предварял парой остроумных фраз, к примеру: «Ну что? Пора налить по полной — махануть и порадоваться, что мы такие хорошие парнишки». Публика к этому моменту уже изрядно разогрелась. Жеке с удовольствием подпевали даже очкастые дядьки интеллигентного вида, которых весьма трудно заподозрить в симпатиях к русскому шансону. Видимо, у русского человека это сидит в подкорке.

Выступление звезд шансона завершал Александр Дюмин. Так же, как и Жека, он является одним из столпов жанра. Сказать, что его появление на сцене вызвало бурю оваций, значит не сказать ничего. Народ буквально взвыл от радости. Пацаны в мастерках протянули руки к сцене и удостоились личного рукопожатия кумира. Сценический образ Александра Дюмина наиболее соответствовал классическому представлению об исполнителях шансона: брутальная внешность, кожанка, суровый взгляд, минимум эмоций на лице и никаких легкомысленных танцевальных движений... При этом артист на сцене выглядел очень убедительно и органично: в моменты наивысшего напряжения он выразительно дергал плечом, делал широкий шаг в сторону, вперед и назад... Его песни наиболее емко и полно отражали суть русского шансона. Ключевыми словами их были «лагеря», «бараки», «Колыма», «пацаны, потерявшиеся по жизни», «люберецкая шпана», «срок», «зона»... В знак признательности одна зрительница подарила Дюмину огромный и явно дорогой букет цветов... Концерт закончился на высокой ноте — все три исполнителя хором исполнили песню о Байкале. И всем было в тот вечер хорошо. И тем, кто любит шансон, и тем, кто к нему равнодушен. И вообще, я считаю, что пора уже прекратить брезгливо морщиться при упоминании «русский шансон». От этого всепроникающего явления невозможно отгородиться глухой стеной. По большому счету, шансон отражает реальное положение дел. Ведь это еще исторически сложилось. Начиная с царских времен Сибирь всегда была местом каторги. Потом — сталинские лагеря. Да и сегодня одна половина страны сидит, другая ждет... И те, и другие слушают шансон. Какое время, такие и песни...

Метки:
baikalpress_id:  25 695