Указатели в прошлое

На улицах Иркутска можно найти немало плакатов и вывесок, которые рекламируют уже не существующие фирмы и товары

Город пестрит рекламой — куда ни взгляни, обязательно наткнешься на баннеры, штендеры, растяжки, объявления, афиши, плакаты. В каждой газете обязательно есть рекламные блоки, про телевидение и говорить нечего — эта реклама самая навязчивая. Однако мало кто замечает среди всего этого многообразия остатки прошлых лет — вывески и указатели, которые остались с советских времен. Они серые, потускневшие, зачастую покрыты ржавчиной. На многих еще отчетливо виднеются адреса, номера телефонов и названия фирм. Корреспонденты «Пятницы» решили узнать, осталась ли хотя бы одна фирма, учреждение или товар, которые рекламируют эти бесхозные рекламоносители.

В Иваново не пущать

Однажды в «Советской молодежи» была опубликована реклама Ивановского текстильного техникума о начале набора учащихся. После выхода газеты заместитель главного редактора был вызван на ковер к партийному руководству с объяснениями, как можно ставить такие объявления, когда у самих кадров не хватает. Рассуждения на тему существующего плана не возымели действия — на первом месте в те времена была все-таки идеология.

План по рекламе

О том, как появилась первая реклама в популярной иркутской газете «Советская молодежь», рассказывает ее главный редактор Олег Желтовский, ныне президент группы компаний «Номер один».

— Реклама была всегда, даже в советские времена, — вспоминает Олег Всеволодович, — «Советская молодежь» входила как подразделение «Восточно-Сибирской правды» в обком партии — оттуда нам спускали приличный план по рекламе. Так мы зарабатывали деньги для партийной кассы.

По словам Олега Желтовского, основными темами рекламных текстов были приглашения на работу, конкурсы на замещение вакансий, информация об учебных заведениях, незабвенный Аэрофлот и Иркутское бюро путешествий и экскурсий.

— Кроме этого, конечно же, рекламировался выход важных общественно-политических книг, — рассказывает Олег Всеволодович, — которые необходимо было читать каждому.

Камуфлировалось все это под скромные объявления, хотя, по сути, это была настоящая реклама. Верстались «объявления» на последней странице газеты формата А2 в две-три колонки, специально отводившиеся под рекламу. Чтобы избежать каких-либо спорных вопросов, редактор под этими колонками не подписывался, а этот кусок выделялся отдельной рамкой. Стоили такие рекламные объявления очень недорого.

Официальная реклама в «Молодежке» появилась в 1989 году, когда газета стала самостоятельной и вышла из-под опеки обкома партии и обкома комсомола. Газете нужно было как-то выживать, и под рекламу были выделены две колонки в каждом номере (газета выходила три раза в неделю). Позже две рекламные колонки переросли в целую полосу, и, чтобы она не раздражала читателя, группа художников-карикатуристов всячески пыталась ее приукрасить. Некоторое время спустя в «Молодежке» появился рекламный вкладыш уже в четыре полосы.

Табачный дым вместо компьютера

О том, как начиналась телевизионная реклама в Иркутске, рассказывает Сергей Филиппчук, заместитель генерального директора телекомпании АИСТ.

— В то время в городе были две телекомпании — наша и областной Комитет по телевидению и радиовещанию (нынешняя ИГТРК). Государственное телевидение рекламы не делало. Поэтому, как только в ней возникла необходимость, клиенты направились к нам. Первым был Борис Резин с Иркутской товарно-сырьевой биржи. Когда он пришел на АИСТ с заказом, мы сказали, что для ролика нам нужен логотип его фирмы.

— Что такое логотип? — резонно спросил Боря.

Мы объяснили. На следующий день слышим стук в дверь, и вдруг в нее заваливается Боря с 40-килограммовой чугунной плитой на плечах. Оказывается, он отодрал вывеску с парадного входа своей фирмы!

Телевидение, тем более региональное, тогда еще не обладало такими техническими средствами для производства качественной рекламы, как сейчас. Но от этого только ярче проявлялись креативные способности сотрудников раннего АИСТа. Так, для создания интересной телевизионной картинки художник Юрий Семенов придумал и внедрил следующую хитрость. Он вырезал на бумаге трафарет из букв, сзади этот трафарет подсвечивался синей лампой, которую советские граждане активно использовали для прогревания спины и других частей тела. А Юрий Дорохин сидел под трафаретом, закуривал и выпускал в прорези табачный дым. Благодаря этому на экране создавалась очень интересная картинка. Одна из сотрудниц государственного иркутского телевидения, придя как-то на АИСТ, поинтересовалась, как удалось создать такой необычный телеэффект.

— Так у нас для этого есть компьютер IBM Television, — пошутили над коллегой аистовцы.

Возвратившись в свою редакцию, девушка доложила: АИСТ закупил себе IBM Television! Так что ничего удивительного в том, что они стали творить такие шедевры, нет.

Метки:
baikalpress_id:  8 255
Загрузка...