Раскупорить город

Корреспонденты «Пятницы» выясняли, избавится ли Иркутск от пробок, получив новый мост через Ангару

До открытия первых трех полос на новом мосту через Ангару остались считанные дни. Этого события Иркутск ждет давно. Ведь строительство моста началось еще в 1999 году. С тех пор много воды утекло, и транспортных средств на улицах Иркутска стало намного больше. Насколько новый мост изменит транспортную ситуацию в Иркутске и избавит ли он горожан от пробок? Ответ на этот вопрос искали корреспонденты «Пятницы».

Уменьшит поток в два раза

23-летняя иркутянка Ирина живет в Академгородке, а работает в бизнес-центре на Ширямова. На дорогу до работы (только в одну сторону) у нее ежедневно уходит около часа. После открытия нового моста она планирует добираться до работы за полчаса. Теоретически это возможно. Но спрогнозировать, где будут возникать заторы в новой жизни Иркутска, сегодня не так просто.

— Новый мост, когда откроются все полосы, уменьшит транспортный поток на плотине и старом мосту в полтора-два раза, — считает Татьяна Ушакова, главный инженер проекта ОАО ИркутскгипродорНИИ. — Но этого будет недостаточно. Транспорта в Иркутске становится с каждым годом все больше, и существующие развязки и улицы с этим потоком уже не справятся. Никогда!

Нужно отдать должное Александру Тишанину: именно с его приходом на пост губернатора в Иркутске стали хоть что-то делать с транспортной ситуацией. Именно окружению нынешнего губернатора принадлежит идея: чтобы разгрузить центр Иркутска, нужно перенести административный центр города на окраины — как варианты рассматриваются Листвянка и Мегет.

Специалист в дорожном строительстве Татьяна Ушакова не согласна с тем, что перенос административного центра области существенно облегчит жизнь иркутян. Ведь вслед за чиновниками в какой-нибудь Мегет придется мотаться и простым гражданам. А это — опять новые пробки!

— Лучший способ уменьшить транспортный поток в Иркутске — перенести на окраины города торговые центры, — считает Татьяна Ивановна. — Именно они собирают вокруг себя большое количество транспорта. И посмотрите, почти все они расположены в самом центре Иркутска. В Москве эту тенденцию давно поняли: все крупные торговые площадки там находятся за городской чертой. И еще один способ разгрузить Иркутск — построить объездные дороги.

К примеру, еще в 1970-е годы специалистами Иркутскгражданпроекта были разработаны проекты дорог, которые бы сегодня существенно облегчили жизнь города. Даже наличие какой-либо параллельной дороги к большой трассе значительно улучшает ситуацию. Например, давным-давно существует проект дороги, которая соединит аэропорт и микрорайон Зеленый — через деревню Плишкино. Эта дорога стала бы параллельной улице Рабочего Штаба, и «увела» бы часть транспорта с маратовского кольца.

Откровенно говоря, дорога уже существует — пешком по ней любят ходить грибники, лыжники. Но асфальтового полотна придется ждать еще долго. Также давно существует проект шестиполосной дороги от улицы Баррикад до Ширямова. Она должна идти от Казанского храма по Энгельса до Красноярской и дальше поворачивать через новый микрорайон Крылатый — на Ширямова. Транспорт все активнее наступает на личную жизнь каждого иркутянина (опоздания на работу, невозможность добраться куда-либо в срок и т. д.), а эти и многие другие проекты пока так и остались на бумаге.

250 тысяч на дорогах

Машин в Иркутске действительно становится больше с каждым годом. Например, в 1996 году в нашем городе было зарегистрировано почти 145 тысяч единиц транспорта (как легкового, так и грузового). В 2004-м — уже 175 тысяч. Интересно, что через год, в 2005-м, машин в Иркутске зарегистрировали меньше — 159 тысяч. Зато на 1 января этого года в городе их было 164 тысячи. Однако на самом деле даже сложно представить, сколько автомобилей ежедневно выходит на городские улицы.

— Думаю, к этим 164 тысячам еще нужно добавить около 30 тысяч машин, зарегистрированных в Иркутской области, но которые находятся в областном центре, — говорит Виктор Григоров, президент региональной автодорожной ассоциации. — И еще столько же транзитного транспорта. Можно предположить, что ежедневно на улицы Иркутска (в котором живет около 600 тысяч человек) выезжает около 250 тысяч автомобилей.

Виктор Григоров говорит, что ни один мост не бывает лишним. Но, чтобы решить транспортную проблему Иркутска, необходимо принять целый комплекс мер. В первую очередь, ввести квоты на количество маршруток-микроавтобусов и пустить на иркутские дороги больше вместительных автобусов, троллейбусов и трамваев. В этом транспорте можно перевезти гораздо больше пассажиров, чем в корейских микроавтобусах. И места на дороге один троллейбус занимает гораздо меньше, чем многочисленные маршрутки с тем же количеством пассажиров.

— Количество пробок пропорционально качеству дороги, — продолжает Виктор Павлович. — Посмотрите, какой неудобный объезд сейчас сделан возле политеха: машины по нему двигаются медленно — вот вам пробка. Особое внимание нужно уделять организации транспортных потоков в Иркутске. Целесообразность многих маршрутов должна изучаться и просчитываться постоянно! Властям следует предугадывать возможные транспортные проблемы на годы вперед, а не пытаться их спешно решить уже постфактум.

Все не расширишь

Еще один важнейший фактор — наземные и подземные парковки. Иркутск без них давно задыхается. В исторической части города регулярно открываются торговые центры, к которым в принципе не может быть проведено новых дорог. И когда центр уже открыт (пример — ряд новых зданий на Дзержинского), протиснуться к нему невозможно.

К счастью, в этом году в нашем городе наконец-то начали расширять дороги. Чуть ранее на некоторых крупных развязках в Иркутске двустороннее движение было заменено на одностороннее.

— В 2002 году улица Декабрьских Событий стала односторонней, — вспоминает Елена Наумова, старший инспектор пресс-службы ГИБДД города Иркутска. — В то же время односторонней стала улица Джамбула. Но этого все равно мало. В Иркутске предостаточно мест, в которых транспортные заторы неизбежны. Яркий пример: на старом мосту с левого берега ежедневно четыре полосы транспорта вливаются в две. Отсюда и пробка.

И правда — сколько ни расширяй улицы, с транспортным потоком (который увеличивается постоянно!) все равно не справишься. Посмотрите, в результате работ в районе ИрГТУ на улице Лермонтова вечная пробка медленно, но верно перемещается на остановку «Улица Жуковского»: ее расширить почти невозможно, жилые дома здесь подступают вплотную к дороге.

Что получается — расширяем одно место, а машины встают в другом. Между прочим, новый мост от остановки Жуковского находится в двух минутах езды. Только как до него добраться?

Как разгрузить Иркутск

Специалисты и эксперты предлагают следующие варианты улучшения транспортной ситуации в городе:

1. Строительство новых дорог и объездных путей.

2. Увод транзитного транспорта от Иркутска с помощью нового участка федеральной трассы М-53 (от начала Ново-Ленино до Шелехова): его строительство уже ведется.

3. Расширение дорог.

4. Уменьшение количества корейских маршруток и увеличение количества больших автобусов (троллейбусов, трамваев).

5. Улучшение качества дорог: работа над ночным освещением, разделительными полосами и качеством асфальта.

6. Ужесточение контроля властей над общественным транспортом Иркутска.

7. Перенос крупных торговых центров за пределы Иркутска.

8. Вынос административного центра в Мегет или Листвянку.

9. Создание наземных и подземных парковок.

10. Увеличение количества экипажей ДПС.

Минус 30 процентов

Пропускная способность нового моста составит около 28 тысяч автомобилей в час. По оценкам специалистов, введение первого пускового комплекса позволит снизить транспортную нагрузку на старом мосту через реку Ангару на 25—30%, плотине ГЭС — на 30%. Новый мост начали строить в июле 1999 года. Всего на эти цели было затрачено 4,8 миллиарда рублей.

Метки:
baikalpress_id:  25 685