Пятилетие загадки

Ученым до сих пор не удалось найти кратер от падения небесного тела на севере Иркутской области в 2002 году

На днях исполнилось 5 лет со дня падения в Иркутской области Витимского болида. За это время ученым, неоднократно бывавшим на месте предполагаемого падения частиц метеорита, так и не удалось обнаружить ни одной воронки. Но, несмотря на это, астрономы и физики едины во мнении: Витимский болид — один из самых интересных космических явлений за последние годы

Люди испугались

События осени 2005 года в Мамско-Чуйском районе — до сих пор одна из самых главных тем для разговоров местных жителей. Ночью 25 сентября небо над населенными пунктами района вдруг засветилось с интенсивностью электрогазосварки, в просветах между облаками люди увидели летящий с юго-запада на северо-восток ослепительно светящийся шар. Полет небесного тела сопровождался низким гулом. Падавшее светило исчезло за сопками, а некоторое время спустя перепуганные жители услышали мощный взрыв.

О том, что это не плод больной фантазии сговорившихся шутников, свидетельствовало огромное количество очевидцев, рассказывавших примерно одно и то же. Однако ученые узнали о происшедшем совершенно случайно.

В конце сентября на севере несколько дней наблюдалось мощное полярное сияние. В Бодайбо распространился слух, будто это излучение от упавшего на днях гигантского радиоактивного метеорита. Встревоженные бодайбинцы послали факс в Иркутск. Если бы не этот документ, возможно, за исследование болида никто бы не взялся.

Ученые заинтересовались известием о метеорите еще больше, когда через две недели на одном из английских сайтов появились данные о том, 25 сентября американские военные спутники засекли падение яркого болида на севере Сибири. Спутники обнаружили свечение на высоте 62 километра и «потеряли» падающее тело на высоте 30 километров. На сайте выложили координаты двух этих точек, что помогло вычислить квадрат местности, где было вероятно найти следы падения.

По горам...

Спустя месяц после падения в Мамско-Чуйский район отправилась первая научная экспедиция. В ней участвовал и корреспондент еженедельника «Пятница». Группу ученых возглавил директор обсерватории ИГУ Сергей Язев, который, кстати, и предложил укоренившийся позднее в научных кругах термин «Витимский болид» — по названию реки, текущей на пути падения метеорита.

За 5 дней в почти непроходимых таежных дебрях ученые опросили несколько десятков очевидцев. Чем ближе экспедиция подходила к предполагаемой точке взрыва, тем меньший промежуток между небесным свечением и взрывом называли люди. Значит, участники похода за метеоритом шли в правильном направлении.

Перед тем как выйти в предполагаемую точку, над которой произошел взрыв, участники экспедиции в буквальном смысле слова дважды рискнули собственными жизнями. Сначала, когда переправлялись на лодках через Витим, по которому шли огромные льдины. На противоположный берег реки лодка причалила с полуразрушенным винтом. На следующий день, переночевав в покинутом людьми поселке Большом Витимском, ученым пришлось собственными руками наводить переправу через бурлящую горную реку Северную. Стоило оступиться на полшага — и произошла бы трагедия.

Когда экспедиция вышла в необходимую точку, всех ждало большое разочарование: никакого кратера там не было... Однако ученые обратили внимание, что какая-то сила обломала верхушки и ветки вполне здоровых молодых сосен. Было похоже на то, что здесь поработала ударная волна, а болид ушел на северо-восток. Осталась надежда, что обломки и кратер можно найти дальше в тайге.

Вторая витимская кампания состоялась в марте 2003 года. Ее задачей был сбор проб снега, в котором ученые надеялись обнаружить частицы космического вещества. Дело в том, что некоторые очевидцы наутро после падения болида наблюдали в воздухе странную мглу. Скорее всего, это были частицы из дымно-пылевого следа болида. Упавшие на чистый, только выпавший, снег на вершинах местных гор, микроскопические фрагменты могли сохраниться.

С помощью местных жителей на снегоходах и охотничьих лыжах исследователи поднимались на километровые вершины сопок вблизи точки потери болида спутниками. В снегу выкапывали глубокие шурфы, образцы снега со дна шурфов отбирались в полиэтиленовые мешки — до восьми килограммов в пробе. Потом снег растапливался, талая вода процеживалась через мелкоячеистые фильтры. Ожидания ученых были оправданы. Из растопленного снега выделились странные частицы явно неземного происхождения: пирит и железистые соединения — окисленное и металлическое железо, а также никелистое железо, железистые фазы марганца (спутника метеоритного вещества). Кроме того, был обнаружен минерал под названием «армолколит». Впервые его нашли участники экспедиции «Апполон-11» в образцах лунных пород и назвали этот минерал в честь американских астронавтов Армстронга, Олдрина и Коллинза, доставивших эти образцы на Землю.

Но самая замечательная находка экспедиции — микроскопические, полые внутри шарики. Скорее всего, эти шарики (ученые называют их сферулами) образовались так. Капелька расплавленного вещества метеорита, свободно падая с огромной высоты, застывала в виде маленького шарика. Точно такие же сферулы космического происхождения исследователи метеоритов находили в Антарктиде.

Кратеров нет и не будет

На этот раз ученые были практически уверены в том, что больших обломков метеорита им найти не удастся: интенсивное распыление метеорита на больших высотах оставляло мало надежд, что до земли долетели крупные фрагменты.

Это подтвердилось во время третьей экспедиции летом 2003 года, когда охотники привели ученых к местам массовых сломов деревьев. Участки леса из свежеповаленных и сломанных деревьев обнаружили вдоль оси траектории. Вся местность была в рытвинах и воронках. Но опытные геологи, бывавшие здесь раньше, прекрасно знали — это старые следы геологических работ, а деревья тут лежат многие годы.

— Тем не менее свежие сломы деревьев на большой высоте — это интересно, — говорит Сергей Язев. — Это одна из загадок Витимского болида. Наши московские коллеги из Института динамики геосфер убеждены, что ударная волна, придя с большой высоты, не могла повредить лес. Но некоторые повреждения трудно объяснить иначе! Представьте себе свежеобломанные вершины у елей и лиственниц, отломанную и висящую вершинку здоровой ели. Ураганов осенью и зимой здесь не было, мы специально запрашивали. Так что объяснить такие сломы снегом и ветрами не получается. Наши проводники в один голос говорят, что ничего подобного они никогда не видели — а уж они-то северную тайгу знают отлично, в этих местах охотятся многие годы. Все сломы появились именно тогда, осенью 2002 года. Факты — вещь упрямая. Значит, приходится признавать, что далеко не все мы пока знаем о поведении ударных волн от падающих небесных тел. Судя по всему, дело в том, что скорость падения болида была аномально высокой. Ответ на этот вопрос могли бы дать американцы — они-то знают, за какое время пролетел болид сорок километров, пока спутник его не потерял. Но они молчат, видимо, не желая раскрывать возможности сенсоров своей бортовой шпионской аппаратуры.

Одним из самых важных выводов из случая с Витимским болидом ученые считают и то, что стоящая многие миллиарды система контроля космического пространства не заметила приближающееся к Земле тело. Конечно, было оно небольшим — метра три в диаметре с массой около 50 тонн (если скорость подлета была 20 км/с). И это означает, что повториться такое может в любой момент и где угодно.

Почему до сих пор не нашли болид

По версии ученых, скорость полета болида была очень высока. Не 11 и не 15 километров в секунду, как предполагалось ранее, а 20 или даже 30 километров в секунду. На такой скорости давление со стороны набегающего потока воздуха очень велико. Его не может вынести ни один природный материал. Метеорит не исключение. Он мог просто сгореть или рассыпаться.

В свою очередь уфологии, также исследовавшие витимский феномен, твердо уверены, что над тайгой взорвался не метеорит, а инопланетный летательный корабль. Одной из главных своих находок в зоне взрыва уфологи посчитали большой вывал леса и множество ям на склонах сопок. Однако местные жители говорят, что это следы геологических экспедиций, приезжавших сюда задолго до 2002 года.