Плачь и пой

В Иркутск вернулось индийское кино

Есть старый анекдот: «Если в боевике висящее на стене ружье обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно будет петь и плясать». А еще говорят, что кино бывает хорошее, неудачное, откровенно провальное и индийское. Речь пойдет о последнем. На этой неделе с 24 по 27 сентября в Иркутском культурно-досуговом центре им. Гайдая с триумфом прошел фестиваль индийского кино, приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией.

Слезы и грезы

Некоторые скривят губы. Индийское кино?! Ну разве об этом можно говорить всерьез? Опять какие-нибудь разлученные Шито и Крыто, неправдоподобно злые злодеи, волоокие красавицы и толстоватые мачо, играющие на уровне районной самодеятельности. И, естественно, песни с плясками. «Хичи-хичи-хичи! Хачи-хачи-хачи!»

Те, кто не жил в 70-е и 80-е годы, никогда этого не поймут. Думаете, в кинотеатрах всегда шли «Человеки-пауки»? Как бы не так. Было время, когда народ ломился на «Короля джунглей» и «Танцуй, танцуй!». Не могу не рассказать свою историю знакомства с индийским кинематографом. Это было еще в детстве, в далеком Амурском поселке, куда меня отправили на лето к тетке. По субботам в местный клуб привозили кино. Чаще всего — индийское. Наша соседка Шура всю неделю жила в предвкушении. Однажды я напросилась вместе с ней. Показывали какую-то совершенно дикую халтуру: полфильма персонажи рыдали, а полфильма — пели и плясали... Шура рыдала, а вместе с ней и остальные зрители. Мне было стыдно и неловко, но рыдать не хотелось, хотелось смеяться. Выходя из зала, Шура с трепетом произнесла: «Какая жизненная картина!» — и в ее распухших от слез глазах был настоящий катарсис. А я все не могла понять, что здесь жизненного? Наоборот, в жизни так не бывает. Чтобы сразу после похорон — петь и плясать. Но, может, людям вовсе и не нужно, чтобы было как в жизни? Тем более такой серой, какая у нас была в 70-х годах.

А еще помню, как весь Иркутск сходил с ума от «Танцора диско». Фотография с Митхуном Чакраборти из «Советского экрана» висела в каждом доме. Потом я где-то услышала, что «Танцор» — это индийская интерпретация американской «Лихорадки субботнего вечера» с Джоном Траволтой. Но это уже другая история.

Потом началась перестройка, и индийское кино незаметно исчезло с афиш. Но, как выяснилось, фанаты Чакраборти и Баччана никуда не исчезли. В Интернете я обнаружила сотни сайтов и чатов, посвященных индийскому кино. Вот лишь пара заголовков: «Прити Зинта выходит замуж?», «Карина бросила Шахида ради Саифа». Для истинных фанатов эти имена все равно что Анжелина Джоли и Брэд Питт для нынешнего поколения. Мало того, оказывается, в России существует даже телевизионный канал «Индия», на котором круглосуточно крутят кино. Правда, подключается он по подписке в больших городах. В текущей воскресной программе сразу три болливудских блокбастера — «Месть слона», «Принцесса мести» и «Месть и закон». Полагаю, любители жанра ликуют. И вообще в Индии, как выяснилось, сегодня снимают не только традиционные мелодрамы и комедии, но и полицейские боевики, артхаус (кино для интеллектуалов) и даже триллеры. Кстати, в прошлом году в Дели при просмотре фильма ужасов «Бхут» («Привидение») на месте скончался один из зрителей, после чего фильм был признан самым кошмарным в истории кино.

Индийское кино любят везде, даже в Китае

В общем, есть что вспомнить, поэтому неудивительно, что зал «Художественного» был полон. Из динамиков раздавались знойные восточные мелодии, а дамы постбальзаковского возраста делились романтическими воспоминаниями, связанными с Раджем Капуром. Пенсионерка Людмила Семеновна по моей просьбе уверенно исполнила мелодию из культового фильма «Бродяга», а Раиса Васильевна зажигательно спела и даже станцевала «Джими-Джими» из легендарного «Танцора диско». Вот так! Старая любовь не ржавеет!

Удивительно было другое: посмотреть индийское кино пришло много молодежи. Причем явно не пэтэушной.

— В глубоком детстве я смотрела «Зиту и Гиту» и «Танцора диско», — поделилась девушка Маша, — ощущения остались яркие. И, кстати, это очень добрые фильмы.

В глаза также бросалось множество азиатских лиц. Кэрдэ, студентка из Монголии, призналась, что на ее родине индийское кино любят так же, как в России, потому что там много музыки и танцев. Насладиться кинозрелищем пришла большая группа китайских студентов. Неужели жителям страны, где производят мировые блокбастеры вроде «Дома летающих кинжалов» и «Крадущегося тигра», тоже нравятся бесхитростные истории с песнями и танцами?

— Ну конечно, — подтвердила студентка Чжан Хань из Сычуани, — наше кино просто супер, но индийское тоже хорошее. У него есть свои особенности.

Для Умана, студента из Индии, фестиваль родного кино стал настоящим праздником. По его словам, в Индии очень много религий, много разных конфессий, но кино всех объединяет. Его одинаково любят все, независимо от вероисповедания и социального положения.

Пользуясь случаем, я спросила студента: почему голливудская продукция не имеет успеха в Индии? Почему там проваливаются в прокате супердорогие мировые хиты вроде «Пиратов Карибского моря» и «Миссия невыполнима», зато малобюджетные фильмы местного производства срывают бешеную кассу?

— Я не знаю, — честно признался Уман, — наверное, потому что западное кино — это компьютерное кино, а индийское кино — это реалити. Да, оно наивное и простодушное, но именно это людям и нравится. Им нужны не спецэффекты, а страсти.

Наконец в зале погас свет и на экране появились кадры из старого индийского фильма, каким мы его знаем и любим. Затем на сцену вышел начальник Департамента по культуре и архивам Иркутской области Алексей Худяков. «Мы все любим индийское кино, — с ностальгией произнес он, — мы воспитывались на фильмах «Бродяга» и «Господин 420» с участием знаменитого актера и режиссера Раджа Капура. Это было огромным событием для нас. Сейчас эти фильмы являются шедеврами мирового кино. Мы понимаем, что такое фильмы для индийского народа. В Индии считается, что день прожит зря, если не сходил в кино».

Затем директор «Художественного» Тамара Толстова представила почетных гостей: генерального консула Индии во Владивостоке господина Чаранжина Сингха и сотрудника консульства господина Сахукамешвара Прасада. Растроганный теплым приемом консул в своем приветственном слове сказал, что для этого фестиваля были отобраны лучшие фильмы последних лет: «Глаз тигра» (2005), «Тетя» (1998), «Замужняя женщина» (2005), «Месть обманутой женщины» (2004) и Paheli («Загадка»), который в 2004 году был номинирован на премию «Оскар». С показа «Загадки» и начался фестиваль. Признаюсь, фильм смотреть я не собиралась. Но ради интереса решила посидеть минут десять. Сюжет оказался таков: молодая девушка Лачи выходит замуж, но муж сразу после свадьбы ей заявляет, что должен уехать на пять лет по делам бизнеса. Несчастная девушка льет слезы, но тут появляется призрак, который принимает облик уехавшего мужа. Лачи, естественно, этого не знает, она уверена, что муж одумался. Ну а дальше, естественно, любовь, естественно, много музыки и танцев. Несмотря на годы, индийское кино обладает волшебным свойством совершенно не меняться. В общем, я незаметно попала под очарование этой бесхитростной сказки и не смогла уйти... Вот такое кино... Индийское...

Дешево и сердито

История индийского кино началась в Калькутте и Бомбее: в 1900 году там были сняты первые кинокартины. Со временем кинокомплекс в Бомбее получил название Болливуд, по аналогии с американским Голливудом. Этот конгломерат студий ежегодно выбрасывает в прокат до тысячи полнометражных лент! В среднем бюджет стандартного индийского кино составляет примерно 10 тысяч долларов (для сравнения, бюджет среднего американского фильма — 50 млн). Снимают его за неделю без дублей и репетиций, иначе никаких денег не хватит.

Метки:
baikalpress_id:  26 563
Загрузка...