Иркутский экран

В советские годы в Иркутске активно снимались документальные и художественные фильмы

В 2008 году в нашем городе, как и по всей стране, будут отмечать 100-летие российского кино. Иркутск подарил миру не одно громкое имя, известное ныне в России и за рубежом. Разные районы нашего города не раз становились съемочной площадкой знаменитых фильмов. Вместе с кинооператором Восточно-Сибирской студии кинохроники Евгением Корзуном и бывшим главным редактором студии Владимиром Березиным мы вспомнили некоторые факты, связанные с историей иркутского кинематографа.

Польский костел и дворник-еврей

Когда-то в нынешнем органном зале Иркутской филармонии располагалась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Там, где теперь скамеечки для прихожан и слушателей, стояли ряды стульев, а на месте органа висел экран — это был зал для кинопросмотров. На втором этаже, которого сейчас нет, были сплошные комнаты, где работали, а потом и жили со своими семьями работники киностудии. Сохранилась деревянная лестница на второй этаж, по которой каждый день поднимался кинооператор Евгений Корзун. Только много позже он узнал от матери, что в этом самом костеле отпевали его деда, сосланного в Тайтурку за участие в Польском восстании.

Тогда на киностудии работали легендарные люди. Например, кинооператор Алексей Александрович Белинский. Его имя теперь выбито на мраморной доске, висящей на доме, в котором он жил, неподалеку от костела. «Это был кинооператор Божьей милостью, — вспоминает Евгений Корзун. — У него не было никакого образования, но чувство прекрасного Бог в него вложил. Никто его не учил, он добился всего сам. Он выпивал, это все знали и даже разбирали его на собраниях. Но в работе он был ас. Мог встать в четыре утра, если это надо для съемки... Он не вел никакой школы, но все последующие кинооператоры учились на фильмах Белинского. Алексей Александрович прожил всего сорок три года, но его до сих пор помнят и почитают все, кто любит документальное кино».

Вспоминаются и смешные моменты из истории студии кинохроники.

— Знаете самый короткий анекдот? — рассказывает Евгений Алексеевич Корзун. — «Дворник-еврей». Вот у нас был дворник-еврей, его фамилия была Семберг. Он был жутко скупой, а я — непьющий. Поэтому наши, когда хотели выпить, посылали меня занять у Семберга три рубля. Он мне занимал, заранее спросив, когда верну ему долг. Я честно обещал: «Через неделю». На следующий день он подходил ко мне: «Таки вы мне принесли три рубля?» Я возмущался: «Ведь еще неделя впереди!» Но он не ленился подходить ко мне каждый день и спрашивать, когда я верну долг. У нас ходили легенды, что Семберг — подпольный миллионер и у него накоплены большие деньжищи... А еще дворник частенько подходил к тополю перед костелом и стучал древком от метлы в землю. Я его спрашивал: «Зачем вы это делаете?» «А вот хочу, чтобы он засох, а то с него все сыплется и сыплется», — отвечал он...

Наверное, потому что все были молоды и умели остро подмечать смешное в жизни, таких историй сохранилось немало. Вот еще одна. Однажды кинооператор Алексей Белинский, который числился в командировке где-то в Красноярском крае, идет по коридору, а навстречу ему директор киностудии Виктор Алексеевич Громодзинский. Директор: «Ты что-о-о тут делаешь?!» Белинский: «Вы вот со своей женой каждый день спите, ну и я приехал поддержать ячейку общества...»

Фильм о трагедии, которой могло и не быть

Дом семьи Овечкиных на улице Детской в предместье Рабочем тоже стал съемочной площадкой. Здесь снимался фильм «Жили-были Семь Симеонов».

— Тема была очень привлекательная, — рассказывает Евгений Корзун. — Семеро ребятишек, многодетная семья, мама Нинель Сергеевна одна их воспитывала, папа был шофером, рано умер — спился. Все дети играли на музыкальных инструментах, все самоучки, такой маленький семейный ансамбль. Намечался очень интересный сюжет для фильма. Мы предложили написать сценарий режиссеру из Риги Герцу Франку. Он приехал, посмотрел: мухи летают какие-то, коровьи лепешки во дворе (семья держала несколько коров и свинью). Короче, ему это все не понравилось, он немного поработал и уехал. Только когда «Семь Симеонов» попали в историю с угоном самолета, он захотел стать соавтором фильма...

Фильм «Семь Симеонов» начал снимать Евгений Корзун, а режиссером киноленты был недавний выпускник ВГИКа Владимир Эйснер. После дипломной работы это был его первый самостоятельный фильм.

— Начальные кадры я придумал сам, — вспоминает Евгений Корзун. — На завалинку выбегает сначала один из братьев, потом другой, третий — все с инструментами садятся и играют. Так начинался фильм «Жили-были Семь Симеонов». Здесь же, в доме, я снимал, как Игорь Овечкин учит младшего Сережу играть на банджо. Игорь теперь живет в Испании, кажется.

Мы ходили по разрушенному дому, в котором когда-то давно жила семья Овечкиных, и Евгений Алексеевич вспоминал, как шли съемки. «Я узнал, что по телевизору покажут концерт, в котором участвуют «Семь Симеонов», приехал специально в Рабочее, чтобы снять, как мама будет смотреть этот концерт. Я запечатлел на пленку, как Нинель Сергеевна сидит и переживает каждую минуту этого концерта, ведь на экране — ее дети...»

Там, где Овечкины держали скот, теперь крапива по пояс, а в воротах выросла огромная черемуха. «Я снимал, как один из братьев сгребает лопатой снег с крыши, а другие его привязали веревкой за пояс и держат, чтобы он не упал. А на заднем плане — разрушенная церковь», — вспоминает по кадрам свой отснятый фильм оператор Корзун. Сейчас все наоборот: нет дома, одни развалины, а на заднем плане синеет куполами восстановленный Князе-Владимирский собор...

— Когда Овечкины совершили преступление, — вспоминает Евгений Корзун, — мы поехали на Синюшку: там у них было две квартиры. Им дали к тому времени трех- и четырехкомнатную. Мы застали там полный кавардак: на полу валялись вещи, детские рисунки, а на столе в кастрюле — прокисшие щи. Овечкины уехали в спешке. Мы узнали, что перед отъездом они распродавали всю мебель. Готовились. Репетировали проход через контроль в аэропорту с контрабасом, в футляр которого спрятали оружие.

Фильм снимался в Ленинграде, Москве, Риге и в Иркутске. Его до сих пор нещадно эксплуатируют разные московские телеканалы, рассказывая об Овечкиных. «Мы ведь достали все закрытые и очень секретные документы, — рассказывает Владимир Березин. — Даже переговоры между бортом самолета и землей, даже инструкции особистов по захвату заложников. Снимали, как Ольга в тюрьме рожала своего ребенка».

— Когда Игорь, один из братьев, вышел из тюрьмы, он позвонил мне и поинтересовался: «Ну и сколько вы на нас заработали?» Я ему сказал, что мне платили обычную зарплату, я не разбогател на этом фильме. Ведь мы даже не были ни на одном кинофестивале — посылался только сам фильм, и никаких дивидендов с призов не имели. Мы работали на государство за копейки. Снимали фильм о трагедии семьи, а получился фильм о трагедии системы, — признается Евгений Алексеевич. — Вот к чему приводит «Держать и не пущать!». Это трагедия, жуткая трагедия, которой могло бы и не быть.

Крестьянский интеллигент

Фильм «Крестьянский сын» о дважды Герое Советского Союза генерале Афанасии Павлантьевиче Белобородове тоже снимался на Восточно-Сибирской студии кинохроники кинооператором Евгением Корзуном.

Генерал родился у нас в Баклашах, под Иркутском, а закончил свою карьеру в Москве, главным командующим Московским военным округом.

— Когда мне было лет 16, я приехал из Братска и вдруг на площади у цирка наткнулся на памятник Белобородову, — рассказывает Евгений Корзун. — Я прочел, что он дважды Герой Советского Союза. «Ничего себе, какие люди жили в Иркутске!» — подумал я и почему-то решил, что он уже умер. Я тогда и не знал, что дважды Героям при жизни ставят памятники на родине.

А потом Евгений Алексеевич снимал фильм о Белобородове. Афанасию Павлантьевичу было уже восемьдесят лет. «В фильме есть кадр, где мы у Белобородова на дне рождения, а где-то на заднем плане стоит моя кинокамера с надписью «Дружба». Теперь она — музейный экспонат, а когда-то это была единственная синхронная кинокамера на всю студию».

Генерал был удивительным человеком, хотя о нем при его жизни почти ничего не снимали. Только иркутским киношникам удалось снять живым легендарного командующего. Прославленный сибиряк действительно был крестьянским сыном, его родители, крестьяне из Баклашей, не умели ни читать, ни писать. А он, попав на войну, сумел дослужиться от рядового до генерала.

— Есть запись, где он выступает перед Московским военным округом, — рассказывает Евгений Корзун. — Речь отчетливая, грамотная, без всяких там старческих «э-э-э», без слов-паразитов. Потрясающе говорит! И никто никогда не поверит, что он из деревни, а его родители были абсолютно неграмотными. Он был крестьянским интеллигентом.

— В Иркутске сохранилось здание Пехотного училища № 9, в котором в 1923 году учился Афанасий Белобородов. А раньше здесь располагалась Юнкерская школа, — рассказывает Евгений Алексеевич. — И переулок Ярослава Гашека раньше назывался Юнкерским переулком. В Юнкерской школе учили мальчиков служить царю и Отечеству.

Метрика из синагоги

На улице Халтурина (бывшей Медведниковской), во дворе дома Рогаля, стоял когда-то деревянный дом, в котором родился в 1901 году Михаил Ромм, кинорежиссер и кинодраматург, народный артист СССР, лауреат пяти Госпремий СССР и премии РСФСР. Прославленный кинорежиссер был еще и профессором ВГИКа, и учителем В.Шукшина, А.Тарковского, А.Кончаловского, В.Басова, Г.Данелии, А.Митты и других талантливых мастеров.

В Иркутске у Роммов было три дома, ни один из них не сохранился. Зато уцелела метрическая книга Иркутской синагоги, где написано, что в 1901 году у Роммов родился младенец, нареченный именем Михаил.

— А в Иркутской летописи есть запись о том, что курсант Михаил Ромм в 1928 году был послан на повторные курсы командного состава РКК, — рассказывает Владимир Березин. — Он уехал в Москву, и дальнейшая его жизнь была связана с кино.

Еще в Иркутске жил прославленный комедийный режиссер Леонид Гайдай, а недалеко от «Тальцов» родился ныне здравствующий режиссер Александр Сокуров. В Иркутске, видимо, своя особая энергетика, если он так щедр на таланты.

Кто такой Евгений Корзун

Родился 4 августа 1942 года в Иркутске. С 1960 года работает на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Обладатель множества наград и дипломов различных кинофестивалей.

Какие художественные фильмы снимали в Иркутске

l) «Солнечный ветер», ТО «Экран», 1982 год. Режиссер: Ростислав Горяев

2) «Звезда пленительного счастья», Ленфильм, 1975 год. Режиссер: Владимир Мотыль

3) «Сны о России», 1992 год, Япония — Россия. Режиссер: Сато Дзюн 

4) «Иностранец». Режиссер: Павел Балабанов (фильм в прокат не вышел)

5) «Серко», 2006 год, Россия — Франция. Режиссер: Жоель Фарж

Метки:
baikalpress_id:  8 176