Эти картины не украдешь

На ангарских домах до сих пор сохранились уникальные мозаичные панно с советской тематикой

В России появилась новая мода. После бума молодежных граффити скучные заборы и фасады хрущевок заинтересовали настоящих художников. Они создают картины на самых привычных и обыденных строениях. В Москве любимый художник столичного мэра Сергей Андрияка разукрасил целый поезд метро, а внутри вагонов развешал свои картины. В подмосковном Раменском серые девятиэтажки власти города раскрасили в самые невероятные цвета, и жители поддержали этот праздник цвета на своих улицах. На Западе такое общественное искусство называется public art. Корни же наших картин на улицах — в советской пропаганде, следы которой еще до сих пор можно обнаружить в городах Иркутской области.

Напротив ДК «Современник» в Ангарске — на фасадах стареньких пятиэтажек уже почти сорок лет висят настоящие произведения искусства. Керамические панно высотой в пять этажей рассказывают об успехах советской власти. Их в начале 70-х создал вместе со своими соратниками известный ангарский художник Константин Воеводин. Он умер несколько лет назад, но его уличные творения с каждым годом становятся все ценнее. Причем сделаны они на века.

Особенно эффектно смотрятся панно, посвященные Великому Октябрю. Революционная символика время от времени становится очень популярной. Так и сегодня панно «Пролетариат» с кулакастыми революционерами выглядит как нельзя современно: дескать, ты, буржуй, не балуй! Панно с обнаженной Революцией так и вовсе смотрится как законченное произведение искусства. А под портретом Ленина в полный рост можно хоть сегодня проводить коммунистические демонстрации.

Скромнее панно, посвященные Пушкину и декабристам. Если смотреть со стороны «Современника», то весь цикл работ расположен слева направо в исторической хронологии. Вот Пушкин пишет «Во глубине сибирских руд...», вот жены отправляются в Сибирь за декабристами. Далее — революция и успехи советской власти. А все завершают Великая Отечественная война и полет Гагарина в космос.

— Я выросла в этом районе, и во все времена мы, ангарчане, очень по-доброму относились к этим панно, — говорит Елена Кириченко, начальник отдела по культуре администрации Ангарского муниципального образования. — Насколько я знаю, появились они по инициативе Виктора Новокшенова, директора АЭХК, где и работал Константин Воеводин. Новокшенов всегда интересовался работами местных художников, покупал их для интерьеров комбината или, например, для их пансионата. К сожалению, позднее ничего подобного этим панно Воеводина в Ангарске больше не появилось.

Местные жители с гордостью говорят о картинах на их домах, а многие прекрасно помнят, как они создавались. Мало того, жильцы домов с панно охраняют эти работы от хулиганов, которые ради забавы время от времени пытаются отковырять керамическую плитку. А управляющая компания, на балансе которой находятся эти дома, следит, чтобы панно всегда выглядели презентабельно. Хорошо, что спецохрану к этим картинам приставлять не надо: украсть их невозможно.

Всегда в моде

Цикл керамических панно, сделанных под руководством Константина Воеводина, наверняка будет с каждым годом только расти в цене. К советскому монументальному искусству всегда был большой интерес во всем мире. А керамическая плитка, из которой сделаны эти картины, простоит еще не одно десятилетие.

Метки:
baikalpress_id:  8 089