Нос примерз к камере

Польский режиссер, получивший приз иркутского кинофестиваля, работая над своим фильмом, сутками сидел на морозе по колено в снегу В среду закончился VI Международный фестиваль документального кино, который традиционно проходит в Иркутске. Специальный приз жюри получил польский режиссер Кристиан Матишек за фильм «Клювом и когтем».

Фильм «Клювом и когтем» не случайно поразил авторитетное жюри, в котором кроме иркутян были и питерские, и московские режиссеры. Советник губернатора Иркутской области по кино, лауреат Государственной премии СССР оператор Евгений Корзун так высказался о фильме Матишека:

— Это потрясающая лента! Просто потрясающая! Все снято на одном дыхании, смотрится легко. Слов нет — только музыка. Ведь язык природы международный, он понятен всем. Фильм состоит из отдельных сюжетов, как будто режиссер все это сначала придумал, а потом снял. Но мы-то знаем, что на эти съемки ушли годы кропотливого труда, чтобы получился шедевр.

Фильм «Клювом и когтем» уже получил больше двадцати призов в разных странах, в том числе и в Америке, и в Германии, и в Италии, и во Франции. Теперь вот — специальный приз жюри стеклянная нерпа и диплом из Иркутска. Кристиан вспомнил на вручении рабочие моменты, о которых сейчас рассказывает со смехом:

— Я снимал фильм «Клювом и когтем» в Беловежской пуще, только на территории Польши (я знаю, что у вас в Белоруссии тоже есть Беловежская пуща и даже есть такая песня), — рассказывает Кристиан. — В тот год зима была очень «строгая» — мороз минус двадцать пять и по колено снега. А я вел съемки в своем укрытии. Костер не разведешь, потому что птицы дым тотчас заметят. Меня спасали только валенки. Я снимал птицу и думал: «Ну вот, еще чуть-чуть — и пойду домой, вот еще чуть-чуть...» — а сам никак не мог оторваться, и мой нос примерз к кинокамере.

Кристиан Матишек действительно работал над своим фильмом очень долго и кропотливо: он снимал его целых четыре года. Причем денег на фильм практически не было, он снимал его на голом энтузиазме. Первый год Кристиан провел на деревьях: пытался снимать птиц оттуда, но, по его словам, ничего из этой затеи не вышло. За целый год работы не получилось и половины фильма. Второй год тоже прошел в черновых съемках. И только на третий год, когда Кристиан выбрал удобное место для съемок и построил укрытие, фильм стал получаться. Вот тогда-то и сложились те самые сюжеты, которые теперь зрителям кажутся заранее срежиссированными. А на самом деле это полный экспромт, просто талантливо собранный воедино.

Продюсерами фильма стали три организации: Польский народный фонд, Польское телевидение и Организация охраны природы. По словам Кристиана, после проката фильма все доходы пойдут продюсерам в счет уплаты кредита, а ему фильм принес только славу и сознание хорошо выполненного дела.

Загрузка...