Архив на рельсах

По Иркутску ходит вагон, на котором изображена история иркутского трамвая

Уже больше месяца по Иркутску ходят два трамвая с необычными рисунками. Вместо привычной рекламы на них представлены фотографии с видами города, лицами жителей Иркутска и трамваями разных времен. Все это венчает надпись «60 лет иркутскому трамваю». О том, как родилась и была реализована такая идея, мы поговорили с директором трамвайного депо МУП Иркутскгорэлектротранс Марией Трескиной.

Третьего августа нынешнего года исполнилось 60 лет с того дня, как по иркутским трамвайным путям проехался первый вагон. Сегодня горожане уже не могут представить город без этого средства транспорта: «Это самый удобный транспорт! Трамвай необходим, нужен и любим!» — говорят иркутяне. А жители соседней Читы удивляются: «В вашем городе есть и троллейбусы, и трамваи? Отлично живете! Завидуем!»

Мария Леонидовна Трескина рассказывает, что на оргкомитете долго думали, как отметить 60-летие движения иркутского трамвая и известить об этом горожан? Идея пришла сама собой — нет лучшей «открытки», чем трамвай.

— Мы выбрали фотографии из архивов. Все это показали специалистам. Они разработали для нас, нашего города и пассажиров такое поздравление, которое теперь можно увидеть в любой день в любом месте на маршрутах № 1 и № 5, — улыбается Мария Трескина.

Маршруты выбрали не случайно — они самые востребованные. На единице ездят многие гости города от вокзала до рынка и обратно. Очень много студентов перемещаются на нем из Студгородка. Пятерка ходит до Сибэкспоцентра в Солнечном.

«Юбилейные» трамваи отбирали специально: взяли наиболее гладкие и ухоженные вагоны — на них лучше смотрятся изображения. Право управлять этими праздничными вагонами получили самые достойные водители.

«Нужно ведь, чтобы эта красота сохранилась как можно дольше, а такое дело доверишь только аккуратному водителю», — рассудили в депо. К тому же в таком вагоне должна быть чистота. Впрочем, в иркутских трамваях всегда чисто — за этим строго следят.

Кстати, на этих фотографиях некоторые иркутяне могут найти себя: на трамвай попали строители путей и бывшие сотрудники трамвайного предприятия.

Как все начиналось

24 апреля 1945 года, за несколько дней до победы в Великой Отечественной войне, Совет Народных комиссаров СССР утвердил заказ на строительство в Иркутске линии для трамвайного движения. На эти цели было выделено девять миллионов рублей. Первым маршрутом в Иркутске стал маршрут № 1. Тогда он следовал от железнодорожного вокзала до Центрального рынка. Строительством занимался весь город: все предприятия выходили на субботники и воскресники, привлекались пленные японцы и простые горожане. В первые дни на линию вышли четыре вагона. Право открыть движение по иркутским трамвайным путям выпало участникам войны.

Из истории иркутского трамвая

1) 1947 год — появился первый маршрут «Железнодорожный вокзал — Центральный рынок».

2) 1950 год — закончено строительство второго трамвайного маршрута «Трампарк — железнодорожный вокзал».

3) 1961 год — маршрут № 1 продлевается до Студгородка.

4) 1964 год — в Иркутске появился маршрут № 3 «Улица Волжская — Центральный рынок».

5) 1968 год — организовано движение по четвертому маршруту «Центральный рынок — Рабочее предместье».

6) 1983 год — появились рельсы для маршрута № 5 «Центральный рынок — Солнечный».

Загрузка...