Вернуть святых

Две иконы из разрушенного в тридцатых годах иркутского Казанского собора до сих пор целы и ждут своего возвращения в храм

На месте, где сейчас находится здание областной администрации, когда-то стоял огромный собор Казанской Божьей Матери. В тридцатых годах он был взорван. Его камни уложили под асфальт на территории нынешнего сквера Кирова и на площади перед цирком. До сих пор, когда проводятся ремонтные работы, в сквере находят обломки побеленных кирпичей — останки Казанского собора. Но мало кто из иркутян знает, что от него сохранились не только эти осколки, но и две иконы, которые украшали когда-то стены самого большого в Сибири храма. Одна находится в Листвянке, другая — в Иркутске. Недавно было объявлено о том, что нынешняя администрация постарается восстановить храм Казанской Божьей Матери на прежнем месте, а здание, где работает областное руководство, будет перенесено. Появилась надежда, что иконы спустя 80 лет опять вернутся в свой храм.

Двухметровая икона с ликом святого Тихона Задонского сейчас находится в Листвянке. Она расположена с левой стороны в иконостасе церкви Святого Николая Чудотворца. На золотом фоне изображена фигура святого в епископском облачении с Евангелием. Правая рука святителя Тихона Задонского благословляет всех, кто на него смотрит.

Жители Большой Речки и поселка Листвянка почитают эту икону как чудотворную. Тихон и при жизни был святым человеком, а после смерти его отмечалось великое множество чудес. Образ святого встречает каждого вошедшего в Никольский храм: эту большую икону, сияющую золотом, невозможно не заметить. Но, как попала икона в Никольскую церковь поселка Листвянка, сейчас уже никто не может вспомнить — ни монахиня Феодосия, которой скоро будет девяносто лет, ни семидесятишестилетний настоятель храма Николай Обухов.

— Достоверно известно, что эта икона попала в наш храм из разрушенного собора Казанской Божьей Матери, — рассказал отец-настоятель. — Но кто ее привез, кто ее спас и установил в иконостас — об этом я ничего не знаю... Может, матушка Феодосия что-то вспомнит.

Матушка Феодосия, монахиня Никольского храма, шла на вечернюю службу, опираясь на посох. Ей уже девяносто лет, но она исправно, несмотря на проблемы с давлением, посещает все службы. К сожалению, и монахиня не смогла нам сказать, как икона попала в Листвянку.

— Сколько я помню, эта икона всегда стояла в храме, с левой стороны. А с правой — икона Казанской Божьей Матери, которая не раз мироточила, — расказала матушка Феодосия.

Когда мы пытались выяснить у прихожан, как попала сюда икона из Иркутска, одна женщина высказалась так: «Не люди решают судьбы икон, а Господь. Нужно ему — икона будет в Листвянке, а если будет нужда, чтобы она оказалась в Иркутске, построят храм и перевезут ее туда. Икона сама выбирает, где ей стоять».

Отыскать образ святого Владимира было немного сложнее, хотя из литературы известно, что он находится в Крестовоздвиженской церкви в самом центре Иркутска. Служительница церкви на мою просьбу показать икону охотно провела меня в правую часть центрального придела.

— Вот эта икона, в самой нише...

Действительно, и по размерам (этот образ тоже где-то два метра высотой), и по тонкому письму в реалистичной манере, и даже по золотому фону можно было сказать, что обе эти иконы писались в одно время, живописцами одной школы и были выполнены для собора Казанской Божьей Матери. Икона Святого Владимира сохранилась очень хорошо, потому что в нишу не попадают прямые солнечные лучи, разрушающие живописный слой. Хотя, наверное, обеим иконам, которые скоро отметят столетие, необходима какая-то реставрация.

— Я не знаю, как эта икона появилась в нашем храме, потому что меня тогда и на свете не было, — сказал настоятель Крестовоздвиженской церкви отец Евгений Касаткин. — Но, сколько себя помню, она всегда была здесь, в этой нише. Двадцать лет назад я пришел служить в этот храм, и икона уже была здесь.

...Наверняка не только эти две иконы остались от взорванного храма. В той же Крестовоздвиженской церкви есть икона Святого Николая очень хорошего письма. В Листвянке есть образ, где изображена святая Неонила — на таком же золотом фоне, написанная в той же реалистической манере. Нужна работа искусствоведов и реставраторов, чтобы определить возраст икон и школу, в которой они были написаны. Возможно, иконы вернутся в храм Казанской Божьей Матери, если его восстановят.

Тридцатилетний епископ

Святой Тихон Задонский был любимым святым Федора Михайловича Достоевского. Известно, что перед самой смертью писатель задумал даже написать большой роман о жизни Тихона Задонского, но не успел. Зато в «Бесах» он изобразил святого Тихона в облике старца Зосимы. Святитель Тихон Задонский был реальным человеком, жил в самом начале восемнадцатого века. Он родился в 1724 году в селе Короцке, Валдайского уезда, Новгородской губернии, в семье сельского дьячка. В мае 1761 года он был рукоположен в викарного епископа Кексгольмского и Ладожского, а 3 февраля 1763 года епископ получил назначение на Воронежскую кафедру. Интересный случай произошел с его избранием на епископскую кафедру. По традиции нужно было тащить жребий. На бумажках написали имена претендентов, как вдруг один из служителей предложил имя Тихона.

— Но ведь он еще молод, ему едва тридцать исполнилось! — возразил архимандрит.

Но имя все же написали на листочке и опустили в митру. Трижды вынимали жребий, и трижды попадался листочек с именем Тихона. Так он стал епископом...

Кто такой святой Владимир

Владимир I (Владимир Святой, Владимир Великий; ок. 956—1015) — великий князь киевский и первый христианский правитель государства Киевская Русь. Полное имя — Владимир Святославович. Его крещение предопределило доминирование христианства в регионе Восточной Европы. С 970 г. — новгородский князь. К 980-му объединил Киевское государство.

В 987-м, вступив в брак с сестрой императора Византии Василия II — Анной, согласился на условия принятия христианства. После крещения принял христианское имя своего покровителя — Василий. Обратил в христианскую веру жителей Киева и Новгорода. Символом крещения Руси стала Десятинная церковь, построенная византийскими архитекторами по его указанию и освященная около 996 г. Константинопольский патриархат оставил за собой право назначать греческого митрополита (или архиепископа) Киева, выступавшего в статусе легата как Патриарха Константинополя, так и императора Византии. Несмотря на взаимный обмен в это же время легатами с Римом, данный исторический выбор на множество веков предопределил будущий удел Руси — России.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments