Авторская колонка

Пожаловаться на учителя

Уже семь лет в нашем кризисном центре действует горячая линия для детей. Такая служба помощи из всех городов Иркутской области есть только у нас в Саянске. За день нам звонят несколько десятков детей, причем из разных городов области. Звонки анонимные и конфиденциальные. И главное в них то, что дети жалуются не на родителей, как можно было ожидать, а на учителей. Очень часто учителя оскорбляют учеников: «Дебилы», «Ничего не учите», «Дураки». Снижают оценку знаний из-за поведения, не брезгают выносить на обсуждении класса и личную сторону жизни учеников.

А однажды к нам обратилась бабушка, которая в одиночку воспитывает 14-летнего внука, родители которого погибли в автокатастрофе. Это мальчик, который может открыто высказать свое мнение. Таких наши учителя, как правило, не любят. У него были напряженные отношения с учителем математики. Однажды, зайдя в класс, она увидела на доске слово «презерватив». Написал его, как выяснилось, ученик совсем другого класса, у которого в этом кабинете только что закончился урок. Однако учительница сразу решила, что это Петя. Она выгнала его из класса, сказав, что больше не пустит на урок, пока он не извинится перед всем классом. Мальчик этого делать не собирался, и она не пускала его на свои уроки в течение трех дней. В школу вызвали бабушку и в присутствии класса разбирали поведение Пети. История могла бы зайти в тупик и иметь гораздо более серьезные последствия, если бы бабушка не обратилась в нам. Подключив правоведа и психолога, мы быстро смогли найти выход. Ученицы класса рассказали, кто это сделал. До этого они просто боялись рассказать правду и обратить на себя гнев учителя из-за того, что защищают одноклассника и не встают на сторону учителя.

В этой связи мне вспомнился рассказ директора одного из иркутских детских домов. К ней однажды обратилась учительница, которая не могла справиться с учеником. Директор ответила ей: «Я делаю вывод, что вы не соответствуете категории, которую присвоила вам аттестационная комиссия. Идите и ищите выход из ситуации».

Очень хочется, чтобы ситуация в наших школах изменилась. Чтобы учителя видели во всех этих хулиганах, мешающих вести урок, личность, будущих отцов, матерей и граждан своей страны, которые выведут ее на новый уровень развития. Авторитаризм давно уже пора искоренить.

Этим летом я побывала в США. Меня поразило, насколько высоко там педагогические работники оценивают личность ребенка, все его проблемы и заботы. Я разговаривала с женщиной-полицейским, которая проводит профилактическую работу по предупреждению наркомании в школе города Бингхемтон (штат Нью-Йорк). Она сказала: если даже мы видим, что ребенок употребляет наркотики, мы ни в коем случае не скажем об этом при всем классе и обыскивать его тоже не имеем права. В таких случаях существует целая программа работы с таким учеником, в которой задействована масса специалистов и организаций.

А вот как проводят профилактическую работу у нас. Однажды в нашем городе проводился рейд «Антипиво». Учеников и подростков, пьющих пиво на улице, забирали в милицию. Таким образом, совершенно случайно туда доставили ученика 5-го класса, который вышел ненадолго из квартиры, чтобы забрать учебник у своего друга в соседнем подъезде. На лестничной площадке он остановился поговорить со своими знакомыми, которые это пиво распивали. В это время нагрянул рейд, и мальчика прямо в трико и тапочках увезли в милицию. Его поставили на учет, поведение разбирали при всем классе в школе, а родителей вызвали на административную комиссию, на которой собирались наложить штраф за плохое воспитание ребенка. Заметим, что это мальчик, который учится на 4 и 5 и никогда не имел замечаний по поведению. Мама обратилась к нам в кризисный центр, мы провели расследование, опросили все стороны этой истории, смогли добиться снятия с учета в ПДН.

Метки:
baikalpress_id:  44 325