Уснуть за рулем

Новая опасность для пассажиров общественного транспорта в Иркутске

У иркутских пассажиров новая беда: все больше водителей выходят на работу в сонном состоянии. За примером далеко ходить не надо: достаточно проехать несколько раз в такси или маршрутке — и вы увидите таких водителей.

— Недавно на двадцатке везла своих детей до дома, — рассказывает наша постоянная читательница Елена. — Водитель говорил с кем-то по телефону и жаловался на весь салон, что сегодня спал всего два часа. Я была в шоке: как можно везти людей в таком состоянии да еще, не стесняясь, говорить при них о том, что не спал.

Это неприятное чувство знает каждый водитель. Казалось бы, все нормально, вот руль, вот дорога. Но долгое монотонное движение (особенно по прямой трассе) усыпляет. На большой скорости достаточно пары секунд, чтобы, задремав, попасть в страшную аварию.

На Западе водители общественного транспорта работают в жесткой системе, которая контролирует их отдых. Находясь в междугородном рейсе, водитель должен предоставить полицейским на путевом листе отметки гостиниц, где он провел ночь. Говорят, что уже и у водителей иркутских автобусов, покрывающих большие расстояния, появились распространенные в Европе томографы — приборы, которые следят за состоянием водителя и предупреждают его через определенный промежуток времени о необходимости остановки.

Внутри Иркутска же жесткая конкуренция часто приводит к тому, что водители маршруток и такси отказывают себе в отдыхе. И это не погоня за длинным рублем, а попытка заработать хоть что-то. Отсюда — и красные воспаленные глаза у водителя. Отсюда — и жуткие аварии, в которые все чаще попадает общественный транспорт.

В то же время пункт Правил дорожного движения 2.7 жестко запрещает водителям передвигаться как в нетрезвом состоянии, так и «в болезненном или утомленном». Угроза очевидна — у пьяного или сонного водителя нарушены реакция и координация.

— Доказать, что ДТП произошло из-за усталости водителя, очень сложно, — говорит Иван Добровольский, сотрудник пресс-центра ГАИ города Иркутска. — Особенно в ДТП с летальным исходом. К сожалению, такие аварии в Иркутске случаются часто. Нередко в них попадают водители общественного транспорта: как таксисты, так и водители маршруток.

Медики с этим согласны: доказать, что водитель сел за руль, не выспавшись, практически невозможно. Как и то, что погибший в аварии водитель уснул за рулем, — только с помощью долгой и не всегда точной экспертизы.

— Об усталости водителя можно узнать лишь с его слов, — рассказывает Ольга Манн, заведующая амбулаторным психоневрологическим отделением Иркутского областного психоневрологического диспансера. — Абсолютно точно: рефлексы у усталого водителя такие же, как и у пьяного. К сожалению, синдром хронической усталости стал настоящей бедой нового времени. От него страдают не только водители, но и представители многих других профессий.

Опытные водители придерживаются золотого правила: после долгой монотонной дороги лучше подремать несколько минут на дороге, чем ехать переутомленным. В иркутских службах такси в путевом листе обязательно указано время отдыха. Но, как правило, сами водители отдыхают не ночью, а во время «отстоя». Номинально находясь на работе, паркуются в оживленных местах Иркутска в ожидании заказа: дремлют, курят, перекусывают на скорую руку. Почти все иркутские таксисты находятся на работе по 24 часа, отдыхая потом сутки или двое.

— В нашей службе перед выходом на сутки все таксисты в обязательном порядке проходят медосмотр: врач проверяет их давление, выясняет общее самочувствие, — говорит Михаил Рудых, генеральный директор компании «Все тройки». — С помощью радиосвязи мы четко знаем, где находится в любой момент времени каждая машина, чтобы водители во время «отстоя» не занимались подработкой. Я считаю, что каждый таксист должен хорошо высыпаться в течение 8—10 часов в сутки, а не вновь выходить на дорогу. При их сложной работе хороший сон — жизненная необходимость!

Откуда же берутся водители такси и маршруток с сонными глазами и замедленной реакцией? Сегодня в коммерческом транспорте Иркутска работает много случайных людей. Обычная история: таксист попадает в аварию и, чтобы вернуть долг хозяину машины, работает сутками — рыская по Иркутску в поисках пассажиров. Другая крайность — при большом количестве заказов таксист вряд ли откажется от них, мотивировав тем, что «ему надо поспать».

— Нормальные деньги сейчас можно заработать лишь на тачке, — неохотно объясняет свою вечную усталость знакомый таксист Георгий. — А в такси или спишь, или зарабатываешь...

Кресло-будильник

Японские ученые изобрели автомобильное кресло, которое призвано спасти жизнь многим усталым автолюбителям. При помощи специальных датчиков, вмонтированных в спинку и нижнюю подушку сиденья, кресло само определяет, когда сидящий в нем водитель близок к тому, чтобы заснуть за рулем.

Технология основана на множестве датчиков, которые фиксируют малейшие изменения в давлении, оказываемом на спинку кресла, а также контролируют пульс водителя. По заверениям создателей, эффективность системы доказана даже в тех случаях, когда водитель одет в толстую одежду.

Сейчас ученые заняты доработкой системы предупреждения водителя об опасности засыпания. Ожидается, что кресло поступит на рынок в ближайшие пять лет. Оно будет оснащаться универсальным механизмом крепления для установки в автомобилях разных марок.

Как бороться cо сном

Если выспаться все-таки не удалось, а поездку отложить невозможно, то нужно принимать меры:

1) Кофеин — главное средство борьбы с сонливостью во всем мире. Чашка крепкого кофе или чая перед поездкой помогает побороть сон. Хотя действие его недолгое — через полчаса-час начинается и через два-три часа заканчивается, определенный заряд бодрости он обеспечивает. Но помните: кофе после обеда оказывает обратный эффект — вызывает еще большую сонливость.

2) Для бодрости можно рекомендовать и растительные адаптогены: женьшень, лимонник, элеутерококк. Они прекрасно тонизируют и частично снижают дневную сонливость. При истощении жизненных сил организма, особенно во время весеннего авитаминоза, их следует принимать курсами. Хотя в форс-мажорной ситуации они оказывают действие и при разовом употреблении. Например, отвар или настойка женьшеня перед поездкой гарантирует заряд бодрости на два-три часа.

Равносильно опьянению

Состояние водителя, который не спал 20 и более часов, равносильно алкогольному опьянению. Даже если недосыпать всего лишь один или два часа за ночь, способность управлять автомобилем существенно ухудшается. А значит, замедляется быстрота реакции, появляются невнимательность и ошибки в вождении, нарушается координация движений. Все это может привести к довольно плачевным последствиям на дороге. Согласно статистике, количество несчастных случаев, произошедших по вине или при участии сонного водителя, превышает число аварий по другим причинам.

Метки:
baikalpress_id:  7 786