Суриков в Иркутске

В наш город привезли картины великого русского художника

В Иркутском художественном музее имени Сукачева — очередное громкое имя. И не просто громкое, а воистину великое. Василий Суриков, замечательный русский художник, автор эпических полотен «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Степан Разин». Это не просто мастер — это целая эпоха в истории русского изобразительного искусства.

Кто не знает картины «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове»? Эти полотна давно стали хрестоматийными, и из года в год репродукции с них публикуются в школьных учебниках. В 50-е годы в Советском Союзе очень любили снимать биографические фильмы о деятелях русского искусства и науки. «Мусоргский», «Пирогов», «Римский-Корсаков», «Саврасов». Сняты они были в довольно примитивном ключе, повинуясь идеологии своего времени. Был фильм, посвященный Сурикову. Начинался он с детских лет художника. 1854 год, Красноярск, простая семья выходцев из казаков. Запомнился эпизод, как шестилетний Вася Суриков срисовал с картинки портрет Петра Великого и его мундир обычной синькой, а брусничным соком — отвороты. Такое невозможно забыть. Вот так: сначала синька и брусника, а потом вдруг раз — и «Утро стрелецкой казни»! Вот он — наш сибирский характер.

Но, увы, все вышеперечисленные великие произведения иркутяне не увидят, так как хранятся они в Третьяковке и Государственном Русском музее. В Иркутске представлены работы из коллекции Красноярского художественного музея имени Сурикова.

Красноярску очень повезло, дело в том, что красноярская коллекция начала складываться еще при жизни художника. Красноярцы гордились своим земляком, некоторые были знакомы с ним лично, в результате многие его работы попали в частные собрания горожан. И в этих картинах и этюдах художник предстает в совершенно другом и даже необычном качестве. Оказывается, Василий Суриков был не чужд камерности, романтики («Вид на памятник Петру Первому», «Прибой. Неаполь», «Лодка на воде»). Его акварели легки и изящны, трудно поверить, что та же самая рука создавала «Стрельцов».

Еще одно открытие: выясняется, что Суриков на склоне лет обратился к религиозной тематике, создав довольно большое полотно «Благовещение» (1914 г.). На нем изображена юная Дева Мария и пронизанный светом ангел.

Большой интерес вызывают представленные на выставке женские портреты. «Портрет А.Третьяковой», «Портрет А.Добринской», «Девушка с косами» и, разумеется, «Анфиса». Кстати, «Анфиса» — девушка в цветном платке — является своеобразным центром притяжения всей экспозиции.

И, пожалуй, самое интересное — этюды и наброски к масштабным произведениям. В этой части коллекции можно увидеть карандашный набросок головы Степана Разина к одноименной картине, наброски персонажей к «Покорению Сибири Ермаком», этюды к «Боярыне Морозовой». Это своеобразная кухня художника, этапы выстраивания образов и композиции. К примеру, этюды персонажей к картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Голова сибирского татарина, хакасов, качинских татар. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: «Пусть нос курносый, пусть скулы — а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали, — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти».

Выставка целиком и полностью оправдывает свое название «Суриков: известный и неизвестный». Напомню, что продлится она до конца сентября.

Метки:
baikalpress_id:  7 805