Прогулялись по новому мосту

Репортерская группа «Пятницы» прошла с правого берега Ангары на по новой переправе

Наверняка после открытия нового моста у большинства иркутян появится хобби: пешие экскурсии через Ангару по новой переправе. Зрелище незабываемое! И прежде всего потому, что привычные с детства, знакомые места отсюда выглядят иначе. С моста весь город как на ладони — мало того, Иркутск с него смотрится совсем в другом измерении. Корреспондент еженедельника «Пятница» прошел весь новый мост (1616 метров), потратив на это почти 30 минут.

Где было дикое поле

Свой поход мы начали от телебашни. Раньше этот район, несмотря на близость к центру, был запущенным. Даже главная молодежная площадка Иркутска — остров Юность — со стороны плотины выглядела чуть ли не как Бежин луг у Тургенева: трава по грудь, пасущиеся козы, костерки бомжей. С открытием моста телебашня становится новым центром правого берега — вокруг нее пройдет транспортная развязка с путепроводом в сторону Байкальской.

До сих пор в Иркутске не было смотровых точек, откуда исторический центр города был бы виден весь и сразу. Здесь же с одного места — великолепный вид и на музыкальный театр, и на Крестовоздвиженскую церковь, и на высотные новостройки.

— Жалею, что восемь лет назад, когда начиналось строительство моста, я не фотографировал окрестности, — говорит Дмитрий Боровиков, прораб Мостоотряда-125. — Раньше здесь было дикое поле. Теперь же город изменился до неузнаваемости!

По первоначальному плану, мост собирались построить за три года, а в любом строительстве особенно важна непрерывность процесса. Но из-за финансовых проблем стройка постоянно прекращалась: люди уходили, срывались поставки материалов, обязательства и т. д. К счастью, в настоящее время возведение моста вышло на финишную прямую.

В конце октября состоится открытие верхового направления: две полосы в одну сторону и одна в другую. Верховое направление — это та сторона моста, которая находится ближе к плотине (а значит, и выше по течению Ангары). Низовое — то, что ближе к старому мосту. Посередине дороги, между обоими направлениями, — разделительная полоса. В настоящее время со стороны левого берега ведется укладка гидроизоляции: бетон закрывают импортной мастикой, которая будет мешать проникновению влаги и разрушению бетона. Потом здесь положат асфальт и начнут возводить проезжую часть: бордюры, пешеходную дорожку, столбы для ночного освещения.

А руки — делают!

Все готовятся к скорому открытию, но сами мостостроители не очень этому рады.

— Работать придется в более сложных условиях: рядом будет передвигаться автотранспорт, откроется пешеходный переход, —- говорит Виктор Фрикин, бригадир монтажников. — Понятно, что башенный кран над потоком автомобилей работать уже не сможет. Одновременно строить и уже использовать новый мост будет непросто. Но справимся!

Вместе с мостостроителями мы пытаемся оценить масштабы стройки. На новый мост ушло 35 тысяч кубометров бетона. Для сравнения: в среднем на строительство обычного гаража идет 2—3 кубометра. Получается, что в новом мосту «заложено» как минимум 17 тысяч гаражей! Таких мостов больше нет во всей Сибири: и по протяженности, и по суровым климатическим условиям, в которых он возводился. Особенно трудно было справиться с Ангарой, которая в этом месте течет со скоростью 2—5 метров в секунду.

— Самое сложное время в строительстве моста — это его начало, — вспоминает монтажник Сергей Выскок. — Тогда даже трудно было представить: как в принципе можно построить мост над такой быстрой рекой?! Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Мы идем над островом Конным. Именно здесь планируется построить новый развлекательный центр Иркутска. Остров и правда расположен очень выгодно: и от Юности с набережной недалеко, близко до Байкальской, и на левый берег — прямой путь.

Работа на весу

На середине моста удивляешься, насколько необычное здесь место. Рядом с переправой — многочисленные островки с редкими дачами. С моста хорошо просматривается чуть ли не каждый дом. Наверняка дачники уже почувствовали, как в их уютную жизнь стремительно врывается шум мегаполиса. Если раньше здесь проплывали лишь моторки рыбаков, то теперь над их головами будет круглосуточно проезжать половина жителей Иркутска.

Именно на середине моста в настоящее время ведутся основные работы: демонтаж строительных конструкций (которые уже не нужны) и навесное бетонирование узлов замыкания. Последнее делать особенно трудно — это работа для настоящих верхолазов: заливать бетон между двумя пролетами приходится фактически на весу.

На левом берегу новый мост утыкается в Старокузьмихинскую дорогу. Здесь он «смотрит» чуть ли не в упор на недостроенный ледовый дворец и путепровод над железной дорогой (между остановками «Университет» и «Пожарное училище»). Мостостроители говорят, что лучший вид на новый мост открывается с общежития № 10 в Университетском: впрочем, и с самого моста высотное общежитие также видно прекрасно.

Возвращаясь обратно, спускаемся внутрь моста. Здесь он совсем полый: внутри можно не только пройти, но и проехать на автомобиле.

— Мост внутри полый прежде всего для уменьшения его веса, — объясняет Евгений Фирсов, заместитель главного инженера Мостоотряда-125. — Это пространство может быть использовано и для текущего ремонта моста, и для проведения различных коммуникаций.

Из темноты поднимаемся наверх, на солнце, и в очередной раз удивляемся: насколько красив Иркутск! Здесь становится очевидным, что новый мост не только соединит два берега Ангары, но даст мощный толчок развитию нашего города. Мало того, многим горожанам он покажет Иркутск с неожиданной стороны — достаточно будет по новому мосту прогуляться.

Интересные факты о новом мосте

Строительство началось в 1999 году, окончательное завершение запланировано на конец 2008 года. Общая длина моста — 1616 метров. Скорость течения реки под мостом — 2,5 метра в секунду. От моста до поверхности Ангары — 20—22 метра. Ширина моста — два направления, по 16 метров каждое. На мосту ежедневно работает около 250 человек. Мост стоит на 29 опорах: расстояние между «земными» опорами 42 метра, между «речными» — 105.

Метки:
baikalpress_id:  8 031