Митинг против авиазавода

Рядовые акционеры за 14 лет владения акциями получили лишь налог в сто тысяч рублей

На этой неделе в Иркутске II рядом с авиазаводом состоялся первый за 72-летнюю историю завода митинг его работников. Бывшие и настоящие сотрудники предприятия к выступлению против своего завода готовились долго, многократно переносили день проведения акции: каждый раз руководство корпорации «Иркут» убеждало людей в том, что не стоит привлекать внимание общественности к проблемам работников закрытого военного предприятия. И они с этим соглашались: опозорить завод для этих людей — дело невозможное. Но когда ситуация достигла точки кипения, митинг все же состоялся.

История конфликта

Во время приватизации работники ИАПО взамен ваучеров получили в собственность акции своего завода. В 90-е годы время было тяжелое, заказов завод практически не получал, людям не платили зарплату, жить было не на что. Рабочие завода — рядовые акционеры постоянно получали предложения продать акции: предприимчивые люди со стороны четко понимали ценность акций военного завода и вели их активную скупку, причем по достаточно высокой цене. Заводчане начали продавать акции, и ситуация стала критической: до потери контрольного пакета оставалось продать всего 3%. Тогда руководство завода обратилось к своим работникам с просьбой подумать о судьбе родного предприятия, на котором они проработали десятки лет, и не продавать акции. Было создано ЗАО «Аэроком», куда заводчане добровольно перевели свои акции.

— В то время мы спасали свой завод, — говорит Андрей Никитин, бывший начальник конструкторского бюро авиазавода. — Правда, «не спасать» его было трудно: руководство завода под угрозой увольнения убеждало заводчан передать свой пакет акций в созданное ЗАО.

Забрать акции обратно из «Аэрокома» (как закрытого общества) заводчане уже не могли, а дивиденды за 11 лет существования этого общества они получили лишь пару раз — по нескольку тысяч рублей.

— В то время я обращалась к тогдашнему директору завода Алексею Федорову (сейчас президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входят авиастроительные компании «МиГ», «Сухой», «Ильюшин», «Туполев» и «Иркут». — Авт.) с такой просьбой: «Заберите мой пакет акций и дайте мне квартиру, раз они так дорого стоят», — вспоминает Валентина Солдатенко, которая долго проработала в медсанчасти ИАПО. — Он меня успокаивал: «Не спеши, Валентина Ивановна, будет у тебя квартира, скоро цена твоих акций поднимется еще выше».

Но год назад рядовые акционеры узнали, что ЗАО «Аэроком» ликвидируется, а все их акции переходят во вновь созданное ОАО «Корпорация «Иркут». На праздничном собрании акционеров выступил теперешний гендиректор авиазавода Владимир Ковальков, который сердечно поблагодарил заводчан за проявленный патриотизм.

«Теперь распорядиться акциями «Иркута» каждый из вас волен по своему усмотрению — это цитата из выступления Владимира Ковалькова в заводской многотиражке. — Продать, подарить, оставить на черный день. Ваше терпение вознаграждено, руководство АО свое обещание сдержало: каждый из вас стал почти миллионером, а многие получат акции «Иркута» на несколько миллионов рублей».

Квартиру уже не купишь

Год назад акционер «Аэрокома» за свой пакет акций получал 28 625 акций только что созданной корпорации «Иркут», а стоимость их составляла около 900 тысяч рублей.

— Прошлой осенью за эти деньги еще можно было что-то купить, — говорит Раиса Скрябикова. — Но сейчас цены, например, на недвижимость выросли многократно! Уже ничего не купишь: время обесценивает деньги.

И здесь заводчан (большинство из которых — пенсионеры, отработавшие по 30—40 лет на предприятии) ждал настоящий удар. При переводе акций из ЗАО в ОАО они получали доход почти миллион рублей за пакет акций. А с дохода, по российским законам, они должны заплатить 13% государству — это почти сто тысяч рублей.

— Получается, за то, что нам вернули наши же акции, которые пока не принесли никакого дохода, теперь мы должны заплатить эти огромные деньги, — возмущается Эльвира Колотова.

Новость об уплате подоходного налога и стала точкой кипения, за которой акционеров уже не остановить. Вслед за первым митингом они планируют проводить и другие, судиться, твердо отстаивать свои права. Правда, сами они признают, что в 90-е годы действовали юридически безграмотно, всецело доверяя руководству завода и свои акции, и свои судьбы.

— Мне начальник говорил, убеждая перевести акции в «Аэроком», обещал, что акционеров не сократят, — вспоминает Фаина Шагвалеева. — Но пришло время, и меня отправил на пенсию тот самый начальник, несмотря на то что я — все еще акционер.

От своих не ожидали

Заводчане, которые пришли на митинг, говорят, что живут на пенсию в 2—3 тысячи.

— Откуда у меня сто тысяч на уплату налога? — возмущается Виктор Силиванов, который проработал в цехах авиазавода 42 года. — Этой спланированной акцией руководство завода подталкивает нас на продажу им наших акций.

Действительно, единственный путь для большинства акционеров справиться со свалившимся налогом — продать свои акции, заплатить налог и остаться с суммой примерно 800 тысяч рублей. Но сегодня это не те деньги, которые могут существенно улучшить их жизнь.

— Разве за это я работал на авиазаводе 45 лет? — с горечью говорит Анатолий Шимохин.

Для митингующих обиднее всего, что их обманули свои же, заводские, рядом с которыми они и живут, и работают всю жизнь. Они считают, что авиазавод поступил с ними как со шлаком — отработанным материалом, который спокойно выбросили на съедение государству.

Какова реакция владельцев завода

— Мы разделяем обеспокоенность подавляющего большинства данной категории акционеров в связи с ситуацией вокруг уплаты налога, возникшего при передаче акций, — говорит Владимир Чириков, вице-президент ОАО «Корпорация «Иркут». — Мы не допустим бремени налоговых обязательств у данной группы акционеров, в том числе начисления пени и штрафов за неуплату налогов. Мы добьемся предоставления налоговых каникул акционерам, предоставившим декларацию в налоговые органы.

Прошлое и настоящее

Иркутский авиационный завод первый самолет выпустил в 1935 году. Сейчас здесь создают уникальные самолеты СУ-30МК для ВВС России, Индии, Малайзии, Алжира, самолеты-амфибии Бе-200 для МЧС России. Здесь же изготавливают компоненты для самолетов А-320 корпорации Airbus. На заводе работает более 10 тысяч человек. Средняя зарплата — 16 тысяч рублей.

Метки:
baikalpress_id:  8 029