18 часов вне школы

Несколько лет назад я работал в 47-й школе, вел историю в пятых классах. У меня был ребенок, который мог кукарекать на уроке, залезал под парту, вообще, мог выкинуть все, что угодно. Я не знал, как с ним общаться, потому что у него были явные расстройства психики. И таких детей с каждым годом все больше. Вся страна уже обсуждает случай в Ново-Ленино, в школе № 57, когда ученик напал с ножом на учительницу физики. Общественность только успевает взывать: «Что происходит сегодня со школой и школьниками?»

А школа ведь не висит в безвоздушном пространстве, она находится в том же самом времени и в тех же обстоятельствах, что и мы с вами. И надо все-таки заниматься конкретным делом, а не рассуждать о том «Ах, как это плохо!». Школа в очень непростой ситуации находится, она переживает глобальную перестройку, наверняка вы все это на себе и на своих детях чувствуете. Тот же ЕГЭ, который в обществе встречает неоднозначное отношение, — это одна из форм перестройки.

И я, и вы, уважаемые читатели «Пятницы», были воспитаны совершенно по-другому, у нас еще свежи в памяти воспоминания о советской школе. Да, наша школа была связана всеми фибрами души с социалистическим строем и с коммунистической идеологией. Но идеология должна быть! В школе, в обществе — где угодно. Капиталистическая, коммунистическая — какая угодно, лишь бы она была пронизана гуманистическими идеалами, лишь бы она воспитывала Человека.

Нет у нас сейчас никакой идеологии, потому что и гражданское общество как таковое не сформировалось. Есть очень богатые люди, и есть громадное большинство бедных — это все на виду. Но нет основы — среднего класса, который бы создал новую идеологию... Меняется общество, и, хотим мы этого или нет, педагогика становится иной. С одной стороны, она сохраняет прежние классические каноны, с другой стороны, эти каноны уже кардинально меняются, ведь они должны отвечать потребностям социума. Наше общество уже давно не то, что было двадцать лет тому назад. Вот это нам надобно понять!..

Особенно не надо сбрасывать со счетов тот факт, что появилось новое поколение родителей, которые достаточно молоды еще. Отцы и матери, сформировавшиеся за последние пятнадцать-двадцать лет, сами не получили приличного воспитания. Большинство родителей занято только тем, что зарабатывают деньги, обеспечивая достаток в семье. Это тоже важно — кто спорит? Но гораздо важнее, на мой взгляд, воспитать личность, вырастить своего ребенка человеком. А родители стали нервными, издерганными. На людях мамы и папы еще как-то держатся, но приходят домой и срываются на своих близких.

Подросток, который напал на свою учительницу, в какой-то момент остался один на один со своими проблемами. С одной стороны, была жесткая позиция учительницы, которая считала, что он не знает ее предмет, с другой — жестокость родителей, которые хотели видеть сына «таким же, как все». Если бы рядом с мальчишкой оказался хотя бы один человек, который бы заглянул в его душу, который помог бы ему разобраться в самом себе и в мире, который, наконец, просто любил бы его таким, какой он есть, — трагедии бы не произошло. Всем нам надо учиться быть родителями, надо учиться любить своего ребенка, потому что, в конце концов, нет ничего дороже в жизни. Ни деньги, ни карьера, ни имидж не заменят нашим детям любви и заботы.

А школа — это не панацея, это лишь подспорье родителям в том, чтобы наши чада выросли и умными, и воспитанными. Не надо питать никаких иллюзий! Наши дети будут такими, какими мы их воспитаем. В школе ребенок проводит в среднем 6 часов, остальное время — 18 часов! — он проводит в семье.

Метки:
baikalpress_id:  43 799