Алена Водонаева как зеркало нашей идеологии

Аудитория традиционных СМИ сегодня неуклонно снижается. Эта проблема касается не только газет, но и радио и телевидения. Специалисты говорят, что аудитория эфирного телевидения — в основном люди пожилого возраста и с низкими доходами. То есть они не могут потратиться на другие развлечения, кроме ТВ, поэтому не могут выступить активными потребителями других товаров и услуг. Такие «вялые потребители» мало интересуют рекламодателя. Зато эта аудитория является активным избирателем и интересует власть. В этом основная причина того, что власть сейчас является основным донором провинциальных СМИ. Бизнес же дает деньги тем СМИ (даже если у них мизерная аудитория), кого читают те, кто принимает решения. Если представить себе газету с одним экземпляром и одним читателем — губернатором, то в эту газету местные олигархи будут наиболее охотно вкладывать деньги.

Роль простых читателей, зрителей, слушателей в этом процессе совсем незначительна. Население не желает ничего определять, ибо для этого нет у населения ни традиций, ни умения, ни соответствующих институтов влияния. На что натолкнулась реформа ЖКХ? На нежелание большей части населения решать какие-либо вопросы у себя в доме или дворе. Что же, они будут решать вопросы на уровне области? Заметьте, что иркутянам в целом гораздо интереснее, кто будет следующим президентом России, нежели кто будет следующим губернатором области. И роль СМИ здесь заключается в трансляции решений, принятых в Москве, хотя и при участии наших специалистов.

В демократическом проекте предусматривается, что СМИ — сторожевой пес населения или надзиратель за властью. Чиновничество подряжается решать вопросы, а газеты и телевидение присматривают за ними и докладывают населению, насколько успешно чиновничество работает. У нас этого нет и в обозримом будущем не будет. И тому есть причины.

Главная — СМИ экономически бессильны, зависят от расположения власти в лице ее клерков. Население области и бизнес области не готовы вкладывать в СМИ через рекламу и покупку, скажем, газет средства, достаточные для их самостоятельности и независимости. А СМИ не будут кусать руку дающего. А дающие — это крупные структуры бизнеса, принадлежащие уже не жителям области, а московскому и глобальному капиталу. Дает и власть. Ей проще подкинуть на жизнь СМИ, чем заниматься решением сложных вопросов. Я нисколько не выступаю критиком власти и бизнеса. Они решают вопросы, поставленные перед ними жизнью и Кремлем, в условиях, которые сформировались. Само население области не хочет других условий, привыкло к тому, что начальству виднее. Когда у нас будет другое население, будет и другой характер работы власти и бизнеса.

Мы потребляем, мы развлекаемся, а вы нами правьте — таковы запросы народа России. Поэтому судьба Алены Водонаевой в передаче «Дом-2» многим молодым жителям области гораздо ближе и интереснее того, какие новые проекты социального и экономического характера будут внедрены в области. Чтобы изменить это сознание, надо изменить повестку дня новостей и программу передач. Надо не Алену Водонаеву показывать, а единственного врача-пенсионера на несколько деревень показывать. Но это изменение контракта. Все равно что вместо пива и Таиланда предложить квас и Байкал.

А пока — в Иркутской области даже нет своего телевидения. Нет телекомпании, которая предложила бы круглосуточное вещание на местном материале! И не от того, что некому это сделать. Никто не даст денег на такой дорогой проект. Не найдется достаточного количества рекламных денег. Поэтому идеологию и вкусы жителей области определяют в Москве.

Мы должны признать, что Россия является федерацией только на бумаге. Законы, по которым живет область, принимаются в Москве. Владельцы капиталов области живут в Москве. Губернатора присылают оттуда. Это в Америке в одном штате есть смертная казнь, а в другом нет. У нас страна монолитная с провалами вроде Чечни и Татарстана. Любой житель Иркутской области может идентифицировать себя как русский или бурят, как россиянин, как сибиряк, наконец, но нет сильной идентификации как жителя области. Нет осознания общих интересов жителей области. Думаю, даже «идеологический» вопрос с прокладкой трубы решился бы иначе, если бы жителям области сказали, что перенос трассы трубы стоит столько-то миллиардов долларов и будет введен в области дополнительный налог на экологию... Еще неизвестно, за что проголосовали бы иркутяне... А так мы счастливы, проявили «на халяву» гражданскую зрелость и довольны.

Как изменить сознание людей — вот вопрос, нужны люди, которые бы сформировали новую идеологию в обществе. Пока таких «властителей дум» нет. О них не слышно по ТВ, не видно в газетах. Пока только Алена Водонаева и «Комеди клаб». Прикольно живем, нефть качаем, отовариваемся в супермаркетах, ездим отдыхать в Китай, а китайцы — работать к нам. Пока... А там... Покажет программа «Время». И в этом будет роль СМИ.

Загрузка...