Старовер в городе

Как выживают приверженцы старой веры в современном мире?

Иркутянину Алексею Калинину - тридцать девять. Он вполне современный человек, начитанный, с высшим историческим образованием. Владеет техникой, как и все, пользуется сотовым телефоном и компьютером. И даже должность у него вполне высокооплачиваемая и престижная, он управляющий на стройке, если воспользоваться иностранным словом - менеджер по строительству. Вот только выглядит он несколько старомодно, что ли. Алексей носит бороду, как и его прадед Иван Васильевич, как и все русские люди допетровской эпохи. Потому что Алексей исповедует старую веру. О жизни протопопа Аввакума и об Агафье Лыковой знают все. А вот как живут в миру нынешние староверы? Как уживаются с компьютерами и сотовыми телефонами, а особенно с суетным миром? Обо всем этом узнавал корреспондент "Пятницы".

И бороды не бреет

Алексей Калинин - потомственный старовер. Его прадед Иван Васильевич Калинин, живший в Вятской губернии с многочисленным семейством, был старообрядцем. Прадед умер еще до войны, не успев передать веру своим внукам и правнукам, а потом семья Калининых переехала на Алтай.

- А я всегда знал, что приду к русской старой вере, к "древлему благочестию", - говорит Алексей. - Впервые задумался о Боге, когда мне было лет пятнадцать. Стал читать атеистическую литературу, где с научной точки зрения объяснялись многие богословские понятия. Потом служил в армии в Москве, в дивизии имени Дзержинского, во внутренних войсках. Там, конечно, и речи не могло быть о религии и о том, чтобы открыто исповедовать Бога. Уже после армии я стал ходить по московским церквям. И побывал в старообрядческих храмах на Рогожском кладбище...

По следам Аввакума

Алексей совершенно серьезно, как историк, считает, что первая вера у русских людей, живших в Сибири, была старообрядческая. Справедливости ради надо сказать, что он абсолютно прав. До 1666 года, а в Сибири и до более позднего времени, у всех была одна вера - русская православная. А после реформы патриарха Никона вер стало две: одна новая, а другая - старая. И легко понять, что те, кто от старых обрядов и обычаев не отрекся, и были в то время самыми настоящими верующими, способными умереть "за единую букву "аз", как говорил протопоп Аввакум.

- И Яков Похабов, и его казачье войско были древлеправославными и двумя перстами крестились, - уверен Алексей. - Когда Аввакум шел по берегу Байкала в Братский острог, здесь еще города Иркутска и в помине не было. Все только начиналось. И новые веяния, такие как троеперстие и новый символ веры, до этих глухих мест еще не добрались.

А что касается бороды, непременного атрибута всех мужчин-старообрядцев, так Алексей Калинин рассказал эпизод из "Жития протопопа Аввакума". Подошел к ссыльному протопопу воевода Пашков и подвел сына своего с просьбой: "Благослови его, владыко!" Аввакум же, увидев "любодейный образ" у молодого человека, - попросту говоря, не обнаружив у него благочестивой бороды и усов, - наотрез отказался благословить. За что был сильно бит, связан и едва не утоплен...

- Жена меня поначалу ругала за бороду: мол, что это ты, Алеша, не старый еще человек, а бороду отпустил, - смеется он. - Да борода мне не мешает, растет себе и растет. Она, кстати, сама останавливается в росте - до пояса не дотянет. И, кроме того, она у меня функциональная: с ней зимой не холодно...

Работа с молитвой

Не стричь бороду, чтобы не потерять образ Христа, верующим христианам было заповедано Стоглавым собором (церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, который состоялся в Москве в январе - мае 1551 года). Было запрещено пить и курить табак, что староверы исповедуют в точности. И ругаться им тоже нельзя.

- А я вообще не ругаюсь, - улыбаясь, признается менеджер Калинин. - Но не могу сказать, что в мыслях иногда не мелькают ругательства.

- Это на стройке-то не ругаетесь? А как же вы с рабочими разговариваете? - спрашиваю я, зная порядки на наших стройках.

- Ну вы напрасно так, - мягко укоряет меня Алексей. - У нас все очень приличные люди в бригаде работают. Очень хорошие. Иногда бывает, у кого-то из рабочих нецензурное слово проскользнет, но и то - так, без злобы.

...Алексей занимается малоэтажным строительством, бригада у него небольшая, но все равно заведовать фронтом строительных работ, вести стройку - на это надо иметь способности. У строительного менеджера Калинина - множество специальностей, он сам все умеет делать. Но доверяют ему не только потому, что башковитый и рукастый. А еще и потому, что он человек честный и порядочный.

- Мне нравится поговорка: "Молись, ибо все зависит от Бога, и работай, ибо все зависит от тебя", - признается Алексей.

Каждое утро Алексей встает в шесть утра, чтобы помолиться перед работой. По его словам, без молитвы никакое дело начинать даже не следует.

У Алексея для молитвы есть необходимые приспособления, которыми пользуются все староверы уже на протяжении 300 лет: лестовка - длинные четки из материи, на которых 107 "бобышек" или "королечков" (по ним ведут счет молитвам), и подрушники - маленькие коврики для рук, чтобы, кладя земные поклоны, не марать ладони о пол.

В Великий пост молитва занимает много времени, поэтому он иногда и раньше поднимается, чтобы не опаздывать. Приходя с работы, завершает день вечерней молитвой - павечерицей, которая уже длиннее утренней, она длится где-то сорок-пятьдесят минут. Кроме того, Алексей Калинин читает Евангелие, Псалтирь, Деяния святых апостолов и другие святоотеческие книги. Конечно, не может историк без исторической литературы: признался, что все последние открытия из раскопок его очень даже интересуют...

- А телевизор я смотрю редко, только новости, - признается он.

- Из передач - только фильмы про природу и исторические передачи, и то только те, где нет жареных фактов, а информация подается более-менее объективно.

Агафья Лыкова написала письмо

К нам в редакцию Алексей пришел вместе с молодым (ему всего тридцать три года!) владыкой Сергием, епископом Сибирской русской древлеправославной церкви. Лучезарный, почти младенчески чистый взгляд епископа, его тихий голос и кроткий нрав совсем сбили меня с толку.

 "Ну и старообрядец! - подумалось мне. - Сибиряки-староверы все с характером, себе на уме. Деревенские - те в особенности. А владыка-то Сергий словно с картины Нестерова сошел, чисто православный монах!"

- А наша вера и есть ортодоксальная, древняя, православная! - развеял мои сомнения епископ Сергий. - И в миру наши староверы так же спасаются, как и в тайге. Агафья Лыкова, слышали, наверное, написала письмо в нашу церковь: хочет к нам присоединиться, чтобы исповедоваться и причастие принимать. В этом году наш священник из Кемерово, отец Андрей, к ней собрался...

Встреча старообрядцев

Встреча старообрядцев мира "Путь Аввакума" пройдет в Бурятии с 27 мая по 3 июня под эгидой ЮНЭСКО. В рамках этого мероприятия планируется проведение V Международной научно-практической конференции "Старообрядчество: история и современность. Российские и зарубежные связи".

Ждут гостей из Коми и Читинской области, с Алтая, приедут ученые и старообрядцы из США, Австралии, Румынии, Чехии, Польши, Японии, Латвии, Украины и Казахстана.

Будет заложен храм во имя Рождества Христова, на Байкале установят камень в память о пребывании в этих местах протопопа Аввакума, в селе Тарбагатай, о котором писал еще русский поэт Некрасов, будут колокольные звоны.

Контактный телефон (3012) 37-18-04, владыка Сергий.

История раскола

Раскол (старообрядчество) в русской церкви был вызван исправлением церковных книг. В первой четверти XVI в. Максим Грек нашел много ошибок в богослужебных книгах и пытался исправить их. Со времени Стоглавого собора (1550) исправление поручили невежественным духовным людям, которые сами вносили в них новые ошибки. В 1649 году в Москву приехали киевские ученые и не одобрили исправщиков. Никон, сделавшись патриархом, с согласия собора 1654 года начал исправление. Служебник исправлен не по рукописям, а по напечатанному за границей экземпляру. Это вооружило многих. Начались прошения царю против "многомятежного" Никона. Никон сперва спорил с ними, но скоро приступил к крутым мерам, которые разжигали сопротивление. Пострадавших считали мучениками за истинную веру. Собор 1667 года одобрил исправленные книги, составил наставление духовенству и предал анафеме протестовавших. Несогласные с постановлениями его стали формально раскольниками. Наиболее сурово раскольники преследовались при Николае I.

Метки:
baikalpress_id:  7 465