Раскол среди читателей

Всю минувшую неделю в редакции принимали звонки горожан после публикации "Убить учителя за оценку"

Сейчас вы прочитаете полярные мнения людей разного возраста и социального статуса о трагедии в иркутской школе № 57. Мы здесь, в редакции "Пятницы", выслушали за неделю несколько десятков человек: звонки шли сплошным потоком, как на телефон доверия. Такого шквала читательских эмоций не было даже после публикации статьи о родителях, которым удалось записать на видео издевательства няни над их ребенком. Так вот, общаясь с читателями на этой неделе, мы были обескуражены: примерно половина тех, кто захотел позвонить в редакцию, безапелляционно приняли сторону Жени, обвиняя в случившемся педагога. За те семь лет, что вместе с вами делаем еженедельник "Пятница", мы не смогли припомнить такой истории, чтобы человеку, подозреваемому в преступлении, читатели оказывали эмоциональную поддержку, чтобы общественное мнение так четко разделилось на тех, кто считает, что "проблемы нельзя решать ножом", и тех, кто говорит: "Довели человека, вот и получили". Вот что думает по этому поводу наш эксперт, доцент факультета психологии Иркутского государственного университета, кандидат психологических наук Сергей Бышляго: "Большинству людей свойственно жалеть несчастных. Якобы молодой, неопытный, глупый... Мол, что с него возьмешь? А ведь, судя по тому, что парня не мучает совесть и он продолжает жить своей обычной жизнью, трудно предположить, что он - человек с нормальной психикой... Учитель наверняка подозревала, что с ним что-то не то, и ради своего здоровья нужно было поставить ему тройку, ведь эта оценка могла стоить жизни". По мнению Сергея Анатольевича, в любом конфликте виноваты обе стороны. "У каждого учителя должны быть подобраны ключики к каждому ученику, - рассуждает Сергей Анатольевич. - Не все дети адекватны по разным обстоятельствам. И по тому, что произошло, можно судить о профессионализме учителя: конфликт длился не один год, и нельзя было доходить до такого. Принцип один, а все дети разные. Женю оправдать ничем нельзя, это безусловно. Но этот жуткий поступок - защитная реакция". Сегодня мы публикуем наиболее корректные мнения и продолжаем дальше принимать звонки читателей.

Ирина Петровна, физик по образованию:

- Я знаю, как учителя могут измываться над детьми. Несколько лет назад мой сын оканчивал школу, не № 57, другую иркутскую школу. Классный руководитель невзлюбила его и не давала окончить школу. Мучила его каждый день, унижала при всех, не допускала к экзаменам по своему предмету, хотя с другими учителями и предметами никаких проблем не было. Мы всей семьей жили в стрессе и в страхе за то, что она может испортить сыну жизнь. Я считаю, нельзя за принципами не замечать человека. Нужно быть гибче, не всем же быть физиками или математиками!

Завуч иркутской спецшколы (не представилась):

- В нашей школе обучаются дети с разной степенью олигофрении и другими психическими расстройствами. Мне очень страшно за себя и своих педагогов. Каждый день мы живем в стрессе. Дети ужасно жестоки, а мы, учителя, абсолютно бесправны и беззащитны. Они сейчас как никогда чувствуют свою безнаказанность и наглеют до предела. Могут не только словом обидеть, но и любую гадость сделать.

Сергей Владимирович Иванов, представился как бывший коллега Фисенко Ларисы Валентиновны:

- Учительница сама виновата. Я знаю, что ее несгибаемая принципиальность - это перебор. Она настоящий педагогический солдафон. Ситуацию между учителем и учеником можно сравнить с дедовщиной в армии. Парня просто загнали в угол, вот он и пошел на преступление. Конечно, тяжесть преступления и степень наказания должен установить суд. Человеку, который не может найти общий язык с ребенком, не место в школе. Она не педагог!

Бывший преподаватель школы № 57 (не представилась):

- Я абсолютно на стороне Ларисы Валентиновны и во всем ее поддерживаю. Знаю ее как тактичного и требовательного человека. Сама несколько лет назад уволилась из школы, так как в ново-ленинских школах работать невозможно. Учитель совершенно незащищен.

Николай Николаевич, пенсионер, 77 лет:

- В последнее время психология у людей изменилась. В моем детстве даже на ум не могло прийти, чтобы обидеть учителя, не то что ударить ножом. Авторитет у учителя был огромный. Люди были добрее, бескорыстнее, хотя времена были тяжелые, все жили плохо, бедно, голодно. В военное время такие 16-17-летние "мальчики" уже отвечали перед законом. И даже за меньшие проступки их могли казнить принародно, чтобы другим неповадно было. Скажете - жестоко? А я скажу - жестко! Не хочешь учиться - иди работай. Виноват ученик, и это однозначно!

Одноклассница Жени (не представилась):

- Учительница невзлюбила его с самого начала, как только физика началась. Она плохо относилась к нему. Унижала, а он не мог ей ответить...

Андрей, выпускник 1982 года:

- Учителя пытался убить не ученик, а государство. Это оно воспитывает отморозков. Ведь по TV показывают только насилие да милицию, которая защищает бандитов. Учителя еще защищают этого отморозка и называют его ребенком! Учительнице надо бежать из этой школы, раз коллеги ее предали! У нас отчисляли из школы тех, кто оскорблял учителей.

Людмила Викторовна, пенсионер:

- Я 14 лет отработала в детской комнате милиции, много чего видела. Считаю, что в этой ситуации виновата семья. Школа не виновата, только родители. Учительница стала жертвой родительского воспитания. Меня удивляет: почему этот ученик на свободе?! Он обязательно должен понести наказание. Его должны были изолировать, а не отпускать под подписку. Мальчик морально разложившийся. Он настоящий, дерзкий, злой преступник, хладнокровно продумавший это нападение до мелочей. Нет никакой гарантии, что он не накинется на других учителей, родителей или просто людей, которые откажут ему в чем-либо.

Ирина, мама бывшего ученика Ларисы Валентиновны Фисенко:

- Я считаю, что виноват учитель! Несколько лет назад мой сын учился именно у этого учителя. Она детей довела до того, что они ее ненавидели и хотели с лестницы спустить.

Марина Николаевна, 44 года, продавец:

- Я на стороне ребенка. Любой, глядя на фотографию учителя, заметит ее надменное выражение лица и высокомерие, ни милосердия, ни мудрости - только уверенность в собственной правоте. Такие учителя всех давят своим авторитетом, ведь только их мнение имеет значение, только они всегда правы, таким образом воспитывают безвольных людей. Своей принципиальностью учитель испортила жизнь ребенку. Вытянула из него душу по нитке. Я не оправдываю его поступок, но понимаю, что он оказался меж двух огней. В школе требуют, дома, видимо, тоже. А мальчишке не хватило душевных сил. Сразу видно, что он никогда не читал Библию, иначе смог бы найти другой выход из создавшейся ситуации. В этой ситуации мне особенно жаль родителей. Хочу их поддержать и пожелать им верить в своего ребенка и помогать ему во всем. Учительнице желаю восстановить здоровье.

Сотрудница школы № 57 (не представилась):

- Я не оправдываю мальчика, но я сама и мои коллеги неоднократно сталкивались с этой учительницей и получали оскорбления в свой адрес. Все причины этого поступка копились несколько лет. Нападение - это вынужденная мера, последний шаг со стороны мальчика, чтобы защитить себя. Раньше он учился в других школах, учителя этих школ характеризуют его положительно - хорошие отметки и поведение.

Учительницу выписали из больницы

Лариса Фисенко уже дома, от ножевых ранений она пока не оправилась, хотя состояние здоровья улучшается. Мы связались с Ларисой Валентиновной по телефону, и она рассказала, что в больницу приходили родители Жени, ее ученика, от рук которого она чуть не погибла:

- Они просили прощения, но мне они показались неискренними, - говорит женщина. - Мама Жени ни разу не взглянула мне в глаза, и я не думаю, что это стыд, это, скорее всего, человеческая пустота. А отец хоть и смотрел на меня, но его глаза не выражали сожаления. Увы.

Учительница удивляется тому, что жизнь Жени никак не изменилась, будто бы он и не преступник, и не сделал ничего предосудительного.

- Он играет в спектаклях, его оберегают, а мне непонятно это. Это человек, который взял в руки нож и воспользовался им - напал на человека.

Метки:
baikalpress_id:  26 406