Иркутский глянец

Составят ли издания местного покроя конкуренцию раскрученным модным журналам?

Попробуйте купить сегодня в иркутских киосках "Новый мир" или "Науку и жизнь". Могу поспорить, что не купите. Зато глянцевых журналов - завались! Нести разумное, доброе, вечное стало неактуально. Актуально - что носить (есть, покупать, смотреть, слушать, короче - потреблять), чему, собственно, и учат многочисленные транснациональные глянцы типа Vogue, Cosmopolitan и Glamour. А в последние годы в Иркутске как грибы после дождя стали плодиться глянцевые издания местного изготовления, проповедующие гламурный образ жизни на холодных сибирских просторах. О том, как это у них получается, рассуждает корреспондент "Пятницы".

Лекарство от стресса

Помню, как впервые увидела настоящий глянцевый журнал где-то в середине 80-х годов (кажется, это был Vogue), его принесла в университет наша преподавательница английского языка. Немыслимой красоты лица, наряды, духи, косметика, драгоценности, интерьеры. Было от чего впасть в ступор. Словами не передать, насколько этот мир роскоши отличался от нашего убогого совкового бытия! А после просмотра преподавательница с иронией сообщила, что там (то есть за бугром) эти журналы на самом деле мало кто воспринимает всерьез. Это своего рода выдуманный мир, иллюзия, предназначенная для скучающих домохозяек. Очень успокаивает нервную систему. Это определение я запомнила, и оно оказалось наиболее точным и не теряет своей актуальности и по сей день. Несмотря на то что с тех пор немало воды утекло и наши киоски завалены глянцами на любой вкус: для мужчин, женщин, детей, подростков, их главная функция - успокаивать. Такой печатный заменитель Голливуда. Посмотреть и забыться на время от житейской рутины...

Дорого, но бесплатно

С недавнего времени в Иркутске появились свои местные глянцы "В хорошем вкусе", Catalog ("Хорошие вещи в Иркутске"), Partymix, "Особняк", PRO и т. д. Провинциальный глянец, разумеется, явление совсем другого рода, свойства и качества. Оно еще только набирает обороты и мало изучено. Главный вопрос: какую миссию они несут и на какую публику рассчитаны?

С последним более-менее понятно. В выходных данных одного журнала сказано: "распространяется в самых (!!!) респектабельных заведениях". В другом - и вовсе повергающая в уныние фраза: "распространяется в банках, респектабельных ресторанах, брендовых бутиках, VIP-доставка". Особенно меня озадачила VIP-доставка. Видимо, это когда журнал доставляют на лимузине, в сопровождении посыльного во фраке с букетом роз и ведерком шампанского в придачу.

Но после этих пафосных деклараций чуть ниже - мелким шрифтом приписочка: "распространяется бесплатно", после чего все эти VIP-доставки сразу теряют всякий смысл. Противоречие состоит в том, что с одной стороны - вроде бы респектабельно и брендово, а с другой - бесплатно. Но так не бывает, поэтому стопки глянцевых журналов для "респектабельной" публики лежат в самых нереспектабельных местах: на облупленных лестницах или в фойе - рядом с перегидрольной вахтершей в китайской кофточке со стразами. Негламурно и несолидно. Сразу снижает уровень восприятия. Тот же Vogue в киоске стоит 150 рублей. И это никого не смущает. Vogue - это апостол глянцевой индустрии. При этом в нем вы нигде не найдете упоминаний, на какой круг он рассчитан. Это вне обсуждений... Иркутский глянец можно получить даром, и в этом есть какой-то изъян. Трудно примириться с мыслью, что доставшееся бесплатно может представлять какую-то ценность.

Гламур иркутского разлива

Если глянцевые журналы - явление, очень сильно оторванное от реальной действительности, то провинциальный глянец тем более. Первое, что бросается в глаза, - острое желание походить на иконы жанра. В местных глянцах можно найти все ингредиенты: колонку редактора, интервью с особо важными персонами, фотосессии с участием местных знаменитостей и даже светскую хронику. Почти все то же, что и в Cosmo или Harper…s Bazaar. Но вся беда в этом "почти"...

К примеру, открываем мартовский номер журнала Catalog ("Хорошие вещи в Иркутске"). Как в любом уважающем себя глянцевом журнале, его предваряет колонка редактора, в которой он советует читателям получить "свое маленькое земное наслаждение". Как? Ответ кристально прост: автомобильный бомонд от Аston Маrtin (145-205 тысяч евро), мастер-класс по приготовлению фондю и кругосветные путешествия на огромных лайнерах. Фондю еще можно воспринять адекватно, а вот с остальным не получается... Вы можете представить Aston Martin где-нибудь в районе Жилкино или на Батарейной? Я сколько ни старалась - бесполезно. То, что убедительно в Harper…s Bazar, совсем не убеждает на страницах "Хороших вещей".

Журнал "В хорошем вкусе" более приближен к иркутской специфике. И в этом, пожалуй, его главное достоинство. В журнале очень много рекламы. Оно и понятно: если журнал распространяется бесплатно, соответственно, основным источником дохода для его издателей является реклама всех этих магазинов спорттоваров и одежды, ночных клубов, салонов красоты и ресторанов. Но вот читаю интервью с г-ном Ширшовым, президентом Сибирьтелекома, и ничего понять не могу. На вопрос "Где вы покупаете одежду, парфюм?" бизнесмен отвечает: "За границей". Как же это так? Ведь эта фраза просто перечеркивает все усилия журнала по продвижению местных бутиков и салонов.

Создатели веселенького клубного журнальчика Partymix (он мне достался после посещения одной парикмахерской) решили и вовсе отказаться от текстов. Весь журнал состоит из непритязательных заголовков и фото с клубных тусовок. Просмотрев его, я почувствовала себя безнадежно отставшей от жизни. К примеру: "День рождения (тут следует фамилия местной телеведущей)". И далее серия из 20 фотографий: именинница в анфас, в профиль, со спины, с подружками и подарками.

Не так блестит

На страницах иркутских глянцев в изобилии присутствуют руководители фирм, бренд-менеджеры, хозяева всяческих шоу-румов (так теперь принято в гламурных кругах называть выставочные залы), туристических агентств, а также дизайнеры, инструкторы по фитнесу и йоге, стилисты, диджеи, жены местных предпринимателей и их подруги (в мире иркутского глянца других профессий просто не существует). Жизнеописания этих менеджеров и стилистов занимают львиную долю журнальных полос. Тщательно исследуются их вкусы, привычки, пристрастия, словно речь идет, предположим, не о супруге хозяина мебельного магазина, а как минимум о Ксении Собчак. Подробно описывается их образ жизни: как поддерживают физическую форму, что дарят близким на день рождения, какие рестораны (машины, марки одежды, духи) предпочитают и, разумеется, куда ездят отдыхать. Впрочем, простым иркутянам имена большинства всех этих светских львов и львиц ни о чем не говорят. Но кто сказал, что это для простых иркутян? Кстати, часто в разделах светской хроники под фотографиями гламурных персонажей вообще нет подписей. Из чего следует, что авторы этих разделов уверены, что их "героев" знают и любят все. А если не знают и не любят, то как поется в известной песенке рэпера Тимати: "Если вы меня не любите, значит - завидуете". Вполне логично...

Но чем дальше смотришь на эти роскошные фото, тем сильнее веет от них безнадежной провинциальностью. Вот какие-то барышни позируют на фоне роскошных интерьеров. Почти как в Vogue. Только в оригинале - наряды от Cavalli и Sonia Rykiel, а в иркутском аналоге - платья от дизайнеров третьего-четвертого эшелона, имена которых вы с трудом отыщете в Интернете. Или "гвоздевая" фотосессия с участием великосветских дам с собачками. Особенно впечатляет фото с мопсами: песики наряжены в специально сшитые смокинги с бриллиантовыми брошками и запонками... Ну чисто Париж! Поначалу сшибает с ног, особенно если забыть про реальную иркутскую жизнь с убогими деревянными заборами, покосившимися лачугами, грязью, лужами, бомжами и разбросанными шприцами... Но в глянцевом мире Иркутска для всего этого нет места. Здесь только роскошь и только "успешные" люди. И чем дальше листаешь, тем сильнее укрепляешься в подозрении, что собственно ради фотосессий и интервью эти журналы затевались, чтобы потешить тщеславие всех этих директоров, менеджеров и стилистов.

Провинциальная знать пытается играть в светскую жизнь на глянцевых страницах. И вроде бы все как надо: и бриллианты настоящие, и фотограф старался, и интерьеры на уровне, но все равно не Vogue. Короче, глянец, да не тот. Не так блестит, не так пахнет...

Загрузка...